Как открутить гайку с сорванными гранями

Как выкрутить болт с сорванными гранями: способы выкручивания

как открутить гайку с сорванными гранями

Достаточно часто серьезные физические усилия и большие временные затраты уходят на решение незначительных задач. При выполнении слесарных работ можно столкнуться с проблемой снятия крепежных деталей и разъединения конструкционных элементов.

Чтобы в случае «прикипания» материалов работу можно было выполнить максимально быстро, важно знать, как открутить болт с сорванными гранями без повреждения внешнего корпуса изделия. Для этого достаточно изучить порядок работы и универсальные методы ее реализации.

Причины

Возникновение подобных проблем может быть обусловлено различными причинами. «Прикипание» материала происходит:

  1. Из-за того, что были смещены скрепляемые детали.
  2. В результате сильного «перетягивания» болта в процессе первоначальной установки.
  3. Из-за коррозии шляпки крепежного изделия и появления ржавчины.
  4. По причине использования неподходящих инструментов (например вместо ключа на 13 используют ключ на 14 и под него подкладывают отвертку, что приводит к «слизыванию» граней болта.

Подготовительные мероприятия

Открутить болт, если сорваны грани можно только после проведения подготовительных работ. Работы должны быть выполнены в обязательном порядке, независимо от причин спровоцировавших нарушение целостного состояния крепежного элемента.

  1. Удалить испорченный болт или гайку гораздо проще, если на изделие предварительно нанести проникающую жидкость (по типу WD-40), снижающую уровень трения. После нанесения на резьбу такого растворителя приступать к работе можно примерно через 1-1,5 часа. Примечательно, что необязательно использовать дорогостоящие средства, так как специальную проникающую жидкость можно заменить керосином или тормозной жидкостью.
  2. Перед тем, как выкрутить болт с сорванной головкой необходимо подвергнуть его определенной нагрузке, то есть аккуратно простучать молотком прикипевшее крепление. В результате таких манипуляций снизится стойкость болта, что упростит задачу при его извлечении. По конструкции слишком сильно бить не стоит, чтобы не деформировать крепежную деталь.
  3. В зависимости от ситуации и места расположения крепежа можно попробовать разогреть прикипевшие болты, используя газовую горелку. Это позволит снять ржавчину и грязь, превратив ее в пепел, а также разогреет металл и сделает его более податливым. Также можно использовать набор накидных ключей, болгарку, напильник или сварочный аппарат.

Довольно хорошо, если возле проблемных соединений имеется пространство, благодаря которому при раскручивании можно пользоваться разводным ключом или пассатижами. Важно позаботиться о состоянии вспомогательных материалов, чтобы они были исправны, поскольку при работе с плохими инструментами ситуация может только усугубиться.

Способы снятия болтов с сорванными гранями

Только после того, как был выполнен ряд подготовительных работ и проведен подбор необходимых инструментов, можно приступать непосредственно к процедуре по извлечению. Известны различные способы, позволяющие открутить болтик с сорванными гранями, поэтому рассмотреть стоит каждый из них:

  • при помощи газовых (трубных) ключей. Применение данного метода актуально с достаточным местом для работы. Подобный инструмент является универсальным, поскольку применять его можно не только для поверхностей с гранями, он хорошо позволяет выкручивать цилиндрические детали, на которых резьба абсолютно отсутствует. Чем больший размер у трубного ключа, тем меньше сил необходимо при работе с ним.
  • извлечение поврежденного болта при помощи накидных ключей с различными наборами головок. При выкручивании следует обратить внимание на подбор нужного диаметра головки, поскольку  необходимо избежать ее прокручивания и взаимодействие с крепежной деталью.

Если же отвернуть болт с сорванными гранями посредством выполнения описанных методов не получается, то необходимо перейти к другим мерам, более действенным, сложным, но эффективным.

Выкрутить сорванный болт отверткой

В том случае, если нет возможности подобраться к сорванным граням, то при помощи болгарки, ножовки или зубила стоит проделать на шляпке крепежа продольную засечку под размер отвертки. Таким образом можно попытаться выкрутить болт при помощи отвертки или стамески.

Раскрутить болт с сорванными гранями под шестигранник

Как правило, крепежные элементы могут быть исполнены в различных вариантах, поэтому способы их извлечения несколько отличаются.

Источник: https://pro-instrymenti.ru/vspomogatelnye/kak-otkrutit-bolt-s-sorvannymi-granyami/

Народные методики высвобождения гайки с сорванными гранями

как открутить гайку с сорванными гранями

Бывает, гайка так прикипает к болту, что попытки стронуть её с места заканчиваются тем, что грани на ней попросту «слизываются» ключом. Вроде и материал неплохой — сталь, а вот поди ж ты Что в этом случае делать? Есть несколько вариантов методик, как выкрутить гайку с сорванными гранями. О них и пойдет речь в статье.

Смазка и накидной ключ

Если всё не слишком запущено, можно попробовать такую методику:

  • Щёткой по металлу зачистить поверхность резьбового соединения.
  • Нанести бензин, керосин или смазку наподобие WD-40 на высвобождаемые гайку и болт. Можно обмотать их пропитанной указанным составом ветошью и оставить так минут на 20-30.
  • По прошествии некоторого времени пробуем открутить гайку накидным ключом, только без фанатизма. Грани и так уже сорваны, ключ может соскочить. Для того чтобы накипь из ржавчины отошла, можно легонько обстучать соединение молотком, только не промахивайтесь мимо гайки и не бейте по резьбе.

Тяжелая артиллерия — газовый ключ

За счёт внушительного рычага и удобного захвата вполне может получиться справиться с задачей при помощи газового ключа. Но его габариты, хоть и обеспечивают рычаг, но могут помешать подобраться к резьбовому соединению.

На заметку! Можно, и даже нужно, скомбинировать методики — обработать смазкой резьбу и гайку, а затем воспользоваться газовым ключом.

Болгарка, напильник либо ножовка по металлу

Если ухватиться решительно не за что, а гайка формой похожа уже не на шестигранник, а на цилиндр, выход всё равно есть. Почему бы не сделать грани по-новому? Размеры гайки уже будут поменьше, но ведь и ключ можно взять соответствующий случаю.

Для таких целей как нельзя лучше подойдёт болгарка с диском по металлу. Но это — инструмент только для тех, кто умеет им пользоваться. Кто впервые взял её в руки, пусть сразу же положит на место и возьмёт напильник либо ножовку. А можно воспользоваться заточным кругом.

Ручным инструментом возни будет побольше, чем электрическим, но зато, скорее всего, обойдётся без травм. Как сделать грани, описывать, думаю, смысла нет — здесь и так всё ясно. Кстати, не надо делать все шесть граней. Достаточно убрать скругление с двух противоположных сторон гайки, чтобы можно было ухватиться ключом, или же сделать что-то, сечением напоминающее квадрат.

Дрель и штырь

Как вариант — засверлить в головке болта небольших диаметров отверстие, в которое вбить прочный гранёный штырь Г-образной формы. После этой процедуры зажать гайку на соединении в тисках и, используя как рычаг вбитый штырь, извлечь болт.

Суперклей либо сварка

Если есть такая же по диаметру и шагу резьбы гайка, как и откручиваемая, почему бы не соединить их между собой при помощи сварки или суперклея? После того, как соединение схватится, можно спокойно откручивать приваренную (приклеенную) гайку. Главное — не повредить в процессе сварки резьбу на болте, иначе ключ уже вряд ли поможет.

И если уже речь зашла о сварке — упомянем ещё один способ высвобождения резьбы — термический. Суть его заключается в сильном нагреве соединения. Под действием высокой температуры детали расширяются и удерживающая их ржавчина «ослабляет хватку». Кроме того, болт, расширившись при нагреве, немного увеличит внутренний диаметр гайки.

Затем, после остывания, диаметр болта вернётся к прежним размерам, а небольшой зазор между ним и гайкой останется. В этот зазор рекомендую впрыснуть немного WD-40 для уменьшения трения. В итоге фокус с высвобождением болта вполне может получиться.

Молоток с зубилом как последний довод

Допустим, вы перепробовали указанные методики, даже попробовали станцевать с бубном, но ничего не получилось. Остаётся ещё одна методика, после которой и болт, и гайку с чистой совестью можно будет выбросить. Приставляем зубило к резьбе, и молотком наносим по нему ряд ударов, пока соединение не будет разрушено.

Если есть опыт работы с болгаркой и можно подобраться ею к резьбе, не тратьте время на молоток с зубилом. Спокойно режьте болт. Правда, в результате сохранить крепёж не удастся.

Есть ещё масса способов решить проблему, один другого экзотичнее. Но если описанные методики не помогли, то и другие вряд ли будут полезны.

Источник: https://setafi.com/lajfhaki/kak-otkrutit-gajku-s-sorvannymi-granyami/

Как открутить гайку с сорванными гранями

как открутить гайку с сорванными гранями

Одной из причин, которая затрудняет раскручивание болтов или шпилек, является выход из строя гайки. Это происходит в результате коррозии, нарушения целостности резьбы или сорванных краёв. Очень часто возникает проблема — как открутить гайку с сорванными гранями?

Для её решения необходимо определить степень износа, выбрать метод раскручивания, подготовить необходимый инструмент.

Причины заклинивания гайки

Обычно трудности раскручивания связаны не с одним дефектом, а несколькими. Причинами заклинивания, которые приводят к невозможности откручивания гаек с сорванными краями, являются:

  • механическое воздействие на всё соединение, которое приводит к деформации или поломке отдельных элементов);
  • неправильное соединение (изменения угла наклона при закручивании с излишним усилием);
  • использование некачественного инструмента (применение гаечных ключей с изношенными краями приводит к повреждению граней);
  • воздействие коррозии;
  • возникновение естественной диффузии между деталями («заваривание» соединений).

Первые две причины проявляются в результате неаккуратной эксплуатации или сборки механизма. Следующие причины связаны с протеканием химических процессов. Это связано с тем, что основное количество элементов крепежа изготавливаются из различных марок углеродистой стали без антикоррозийной обработки.

В результате контакта с водой и кислородом воздуха происходит химическая операция окисления с появлением окисла, который приводит к заклиниванию резьбы и разрушению граней. Применение усилия при закручивании повышает надёжность резьбового крепления, но приводит к уменьшению расстояния между деталями и приводит к возникновению эффекта диффузии.

В результате этих двух факторов увеличивается сила трения, создающая препятствие выкрутить гайку.

После длительной эксплуатации величина этой силы может превысить заданные показатели прочности применяемой стали. В этом случае снять винты без применения специальных методов бывает достаточно сложно.

Как открутить

Отвернуть гайку с сорванными гранями можно следующими методами:

  • механический (с применением готового или самодельного инструмента);
  • химический (использование различных химических соединений и специально разработанных составов);
  • термический (нагрев резьбы до требуемой температуры).

Механический метод предусматривает применение следующих способов:

  • применение специальных накидных головок;
  • увеличение приложенной силы (например, удлинение рычага к стандартному ключу);
  • периодическое воздействие на сорванную поверхность или изменение направления вращения;
  • использование способа акцентированного воздействия (определение точек воздействия зависит от величины гайки и степени изношенности);
  • механическое разрушение коррозийного слоя для облегчения откручивания элемента с сорванными краями.

В качестве специального инструмента, который способен вывернуть болт с сорванными гранями применяют специальные головки. К таким инструментам относятся изделия класса УПК или SL.

Их внутренняя поверхность выполнена в форме сложного шестигранника, увеличивающего площадь соприкосновения с сорванной поверхностью. Иногда для решения этой задачи подходит обыкновенный газовый ключ.

Если инструмент подобран правильно, то проблема как открутить болт, грани которого сорваны, решается достаточно легко.

Самым радикальным механическим способом является полное или частичное разрушение. Его можно осуществить с помощью высверливания или разрезания на части.

Если такой процесс невозможен или трудновыполним, элемент с сорванными краями просто срезают, например, ножовкой или болгаркой. Такой способ потребует полной замены крепёжных элементов.

Химический метод предполагает воздействие реактивных жидкостей на место стыка или поверхность крепления.

К таким жидкостям относятся сильные кислоты, например серная, соляная. Можно применять более слабые кислоты, в этом случае значительно увеличивается время воздействия, и можно не получить ожидаемого эффекта.

В настоящее время разработаны специальные жидкости, позволяющие эффективно снизить силу трения. К таким средствам относиться WD-40. Его наносят на место крепежа. Через некоторое время удаётся без труда произвести раскручивание.

Термический метод предполагает нагревание места соединения до определённой температуры.

Термический процесс способствует увеличению расстояния между резьбой гайки и болта, снижает диффузионный и коррозийный эффекты. При повышенной температуре сила трения снижается и процесс откручивания упрощается. Применение этого метода ограничено конструктивными особенностями детали и имеющимися возможностями (наличием сварочного аппарата или паяльной лампы).

Источник: https://stankiexpert.ru/tehnologii/kak-otkrutit-gajku-s-sorvannymi-granyami.html

Откручивание болтов с сорванными гранями и резьбой, прикипевших, подверженных коррозии

Открутить заржавевший, окислившийся болт или гайку – всегда для нас проблема. Вроде ничего сложного, но времени и сил на такое занятие может уйти достаточно много.

Так же обломанный болт зачастую является следствием большого числа неприятностей независимо от модели и марки транспортного средства. Под влиянием неблагоприятной среды болты ржавеют. Проявляется хрупкость металла и болт ломается внутри резьбы при откручивании из-за сильной нагрузки.

Прочитав статью, Вы найдете для себя наиболее подходящий вариант, который поможет Вам легко и быстро справиться с застывшим намертво «виновником».

Подготовка к работе

Не всегда можно найти под рукой необходимое оборудование для таких работ, особенно в домашних условиях. Применять можно подручные инструменты, которые найдутся практически у каждого хозяина.

Прежде чем приступить к откручиванию болта, заранее накройте болт смоченной керосином ветошью.

Чем дольше ветошь пролежит на нем, тем проще будет открутить.

В случае отсутствия времени, можно обработать болт чистым керосином либо смазкой WD-40. Необходимо обстучать болт молотком, затем побрызгать WD-40 либо керосином.

Через 1-2 минуты необходимо снова обстучать болт и приступать к его откручиванию. В случае отсутствия смазки и керосина можно применить тормозную жидкость или обычный уксус.

Расштавывание болта

При необходимости можно «расшатать» болт.

Необходимо его не откручивать, а закручивать. Если болт чуть сдвинулся, необходимо его опять откручивать. Когда болт перестанет крутиться, необходимо завернуть его до упора. Этот способ поможет Вам, неторопливо, но уверенно, открутить ржавый или окислившийся болт.

Молоток и зубило

Для откручивания болта можно применить молоток и зубило.

Необходимо установить зубило на краюшек шляпки болта под углом. Необходимо направить жало зубила в сторону откручивания болта и произвести сильный удар молотком по зубилу.

Этим способом, можно открутить практически любой ржавый болт. Как вариант, ударить по ключу, но не прилагая больших усилий. Если «виновник» не откручивается, есть вероятность ключом «слизать» грани болта.

Откручивание с помощью нагревания

Очень эффективным методом является нагревание болта. Нагревать его возможно паяльником или газовой горелкой. Греть нужно в течении 5-10 минут. Чем сильнее вы нагреете, тем быстрее и легче открутите ржавый болт. Главное, необходимо крутить его пока он не остыл.

Откручивание газовым ключом

Так же можно воспользоваться газовым ключом.

Этот инструмент имеет хороший мощный зажим, который позволяет обхватывать даже круглые предметы.

Но у ключа есть недостатки, его применение невозможно там, куда тяжело подлезть.

Выкручиваем обломанный болт

Для того, что бы извлечь обломанный болт экстрактором Вам необходимо будет воспользоваться дрелью. Так же Вам необходимо взять сверла, плашки для метчиков, крепкий керн. В сломанном «виновнике» необходимо сделать отверстие, диаметр которого не должен превышать диаметра резьбы обломанного болта.

Экстрактор имеет обратную резьбу.

В отверстие вкручивается экстрактор. При закручивании экстрактора, а точнее его обратной резьбы в обломанный болт, вы вместе с последним извлекаете его.

Если болт обломался и есть возможность до него достать, то Вам нужно восстановить геометрию того, что от него осталось. Воспользуйтесь напильником либо крупнозернистой наждачной бумагой. Потом нужно аккуратно накернить поверхность. Иначе сверло будет всегда гулять по остатку болта и сделать отверстие строго по центру не получится. Так же необходимо соблюсти соосность. Отверстие должно быть просверлено, как можно ближе к центру болта.

Необходимо начинать сверлить сверлом небольшого диаметра и чётко расположить отверстие по центру. Центрированное отверстие очень просто можно расширить. Диаметр экстрактора необходимо брать на 1мм больше, чем диаметр отверстия. Важно не просверлить насквозь отверстие, чтобы экстрактору было за что зацепиться.

Экстрактор нужно вкрутить в углубление поверхности болта. Затем экстрактор необходимо установить в углубление и нанести удар молотком, стараясь забить в отверстие, как гвоздь. После этого он должен остаться в углублении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое технологическая база

Необходимо зажать плашкой его головку и вращать в направлении откручивания самого болта. Вращать плашку нужно не торопясь и как можно аккуратнее. Врезаясь в болт, экстрактор максимально затягивает его и передаёт свой крутящий момент на обломанного «виновника». В свою очередь крутящий момент и вывернет обломанный болт.

Специнструмент

Одним из эффективных инструментов для откручивания гаек является гайколом.

Пользоваться им достаточно просто: накидываем инструмент на гайку, вкручиваем встроенное зубило, раскалываем гайку и спокойно ее выкручиваем.

Источник: https://7vaz.ru/remont/sposoby-otkrutit-bolt-ili-gajku.html

Как открутить болт с сорванными гранями или прикипевшую гайку в домашних условиях

Вопрос, как открутить болт с сорванными гранями, встает не только перед автомобилистами, но и перед байкерами, велосипедистами, сантехниками и слесарями механосборочных работ.

Проблема эта появилась со времен изобретения резьбовых соединений. Актуальна она и в наши дни. Наработанный опыт поколений позволяет результативно решить эту задачу, тем более, что вариантов много. Главное, их знать и умело использовать.

Случаи, когда сложно открутить болт

Резьбовые соединения имеют неприятное свойство со временем терять свою подвижность. Чтобы этого избежать, соединяемые детали крепежа выполняют из разного металла, например, стали и латуни. Или сопрягаемую пару изготавливают из нержавеющей стали. Но это бывает редко.

В основном, в механизмах, агрегатах и металлических конструкциях используют стальной крепеж. Если он находится во влажной среде, то со временем начинаются коррозионные процессы, значительно осложняющие демонтаж, когда в этом возникает необходимость. Причин, по которым метизы (металлические изделия) не хотят откручиваться, может быть несколько.

Сорваны грани

Каждое крепежное изделие должно при сборке закручиваться с определенным усилием — достаточным, чтобы обеспечить прочность соединения. Прилагая излишнюю силу, можно сорвать резьбу у изделий небольшого размера — от М3 до М12.

Более крупному крепежу это уже не страшно, поэтому многие мужчины закручивают болты и гайки с максимальным усилием. Это плохо в отношении любых метизов. Когда придет время разбирать соединение, поврежденные при сборке детали могут сильно осложнить задачу: свернутым шлицем — винт или шуруп, сорванными гранями — болт или гайка.

Чаще всего шестигранник сворачивает рожковый ключ, имеющий всего две рабочие плоскости. Поэтому, если есть возможность, нужно всегда пользоваться накидным ключом, головкой или специнструментом.

Но если грани уже «слизаны», не всегда помогают и они. Инструмент проворачивается, а крепеж остается на месте.

Заржавевшая гайка

Коррозионные процессы всегда приводят к появлению ржавчины, которая имеет свойство разбухать и увеличиваться в размерах. Вследствие этого резьбу заклинивает. Отворачивать ржавую гайку становится проблематично. С этим сталкиваются и автомеханики, и слесари, и мастера, работающие дома.

Вдобавок гайка может заржаветь не только в районе резьбы, но и в месте прилегания к изделию. Иногда и шайба не спасает. Соединение со временем становится монолитным. Чтобы его разобрать, приходится изрядно потрудиться.

Болт прикипел от времени

Часто встречается ситуация, когда крепеж до разборки на механизмах стоит годы. За это время он успевает настолько сильно прикипеть к телу конструкции, что соединение по прочности может сравниться со сварным. Самыми труднооткручиваемыми в этих ситуациях являются метизы, подверженные термическому воздействию.

Автолюбители и механики автосервисов знают, насколько тяжело открутить крепеж выхлопного тракта на глушителе или резонаторе. Иногда любые способы сдвинуть с места прикипевший болт оказываются бессильны. Остается лишь разрушить соединение одним из механических способов.

Какие нужны инструменты

Откручивание прикипевшей шляпки болта или заржавевшей гайки — целая наука. Это как раз тот самый случай, когда знать и уметь — разные вещи. Главную роль в этом деле имеет опыт. Поэтому специалисты с большим стажем работы никогда не задаются вопросом, как открутить заржавевший болт.

Для этого у них есть весь необходимый инструмент:

  • торцовые и накидные ключи;
  • головки с воротком;
  • молоток;
  • кувалда;
  • зубило;
  • механический гайковерт;
  • удлинители ключей;
  • дрель;
  • газовая горелка или паяльная лампа;
  • ножовка по металлу;
  • болгарка.

Арсенал солидный, но довольно простой. Его может иметь любой домашний мастер, за исключением газовой горелки, которую всегда можно заменить аналогами, например, строительным феном.

Способы разборки резьбовых соединений в домашних условиях

Существует целый набор народных способов того, как открутить прикипевшую гайку. Но с первого раза не всегда получается, приходится повозиться. Выкручивать заржавевший болтик не так-то просто. Но с опытом приходит и мастерство, когда ржавчина на крепеже уже не пугает. Универсального способа нет, каждый конкретный случай требует индивидуального подхода.

Разогрев

Этим способом любят пользоваться сантехники, у которых в бригаде всегда есть газосварщик. Проблемное соединение нагревают газовой горелкой. Гайка при этом за счет теплового расширения увеличивается в размерах. Ослабевает и резьба. Открутить метиз становится легче.

Но этот способ срабатывает не всегда. Тогда капризный узел продолжают нагревать дальше. По мере повышения температуры, когда вместе с гайкой нагревается и болт, ржавчина начинает выгорать, освобождая резьбу. Если старый крепеж предполагается использовать и дальше, откручивать его нужно только после того, как он остынет.

Эти методы, как показала жизнь, очень эффективные, но газовая горелка есть не у каждого домашнего мастера, поэтому приходится прибегать к другим методам. Например, выполнять нагрев с помощью паяльной лампы или строительного фена.

Обстукивание

Одним из самых старых способов является обстукивание резьбового соединения молотком. От ударов создается вибрация, способствующая растрескиванию и отслоению ржавчины. В запущенных случаях это вряд ли сработает, но если коррозионные процессы начались недавно, разобрать соединение вполне реально.

Сварка

Эффективным методом является приваривание к головке болта гайки более крупного размера. К примеру, если приржавевший метиз имеет резьбу М16, то гайка М24, прикрепленная к нему с помощью сварки, позволит взять для работы более мощный ключ и удлинитель. Усилие при этом за счет увеличения рычага прилагается менее значительное.

Сдергивание

Сдвинуть крепеж с места можно резким рывком ключа. Лучше при этом воспользоваться удлинителем. Если с первой попытки не получилось, пробуют движение в обратную сторону — на закручивание. Затем повторяют эти два действия.

Такой способ называется расшатыванием и в отдельных случаях помогает. Особенно, если предварительно смазать узел соответствующим средством и выдержать несколько часов.

Народные смазки и растворители

Чтобы облегчить себе работу по откручиванию прикипевших гаек и болтов, многие мастера используют различные химические жидкости. Предварительное смачивание проблемного узла значительно облегчает задачу.

Для этого можно использовать:

  • керосин;
  • бензин;
  • спирт;
  • йод;
  • столовый уксус;
  • очиститель карбюраторов;
  • тормозную жидкость;
  • средство WD-40.

Подойдет даже Кока-кола. Заржавевшее место смазывают жидкостью при помощи кисточки, но еще лучше — смочить средством тряпку и обмотать крепеж, оставив его минимум на два часа, лучше на сутки. Исключение составляет WD-40. Его просто распыляют из баллончика на ржавчину. Выдержав время, метиз пытаются открутить. В большинстве случаев, попытка бывает удачной.

Если результат отрицательный, можно применить любую кислоту. Для этого из пчелиного воска или пластилина вокруг ржавой гайки (болта) лепят чашечку высотой чуть больше метиза. Туда наливают кислоту и кладут кусочек цинка. Получается гальваническая пара. Кислота разрушает ржавчину, а цинк восстанавливает катионы железа.

Этот способ позволяет раскрутить узел, не повредив кислотой детали, но применим он только, если крепеж расположен вертикально в верхнем положении.

Если ничего не помогло

Иногда возникают такие ситуации, когда все известные мастеру способы перепробованы, а результат отрицательный. Снова встает вопрос, как открутить болт, если он не выкручивается. Здесь выход только один — разрушение деталей крепежа.

Для этого применяются различные варианты:

  1. Молоток и зубило. Это самый древний способ, но иногда он оказывается единственным, поскольку остальные методы разрушения, по техническим соображениям, применить нельзя. На гайке с нескольких сторон зубилом наносят бороздки, которые постепенно углубляют. Метиз при этом расширяется. Когда канавки дойдут почти до резьбы, крепеж без труда можно открутить или сломать.
  2. Ножовка по металлу. Более радикальный способ, если есть возможность доступа для ножовочного полотна. Рез делается по гайке вдоль болта. Отпиленный кусок отвалится, освободив резьбу. Заржавевшее изделие с нарушенной целостностью легко демонтируется. Если доступ к узлу затруднен, можно попробовать распилить крепеж одним ножовочным полотном, без применения ножовки,
  3. Болгарка. Самый быстрый способ, однако этому инструменту нужно много места и электропитание. Эти два условия не всегда выполнимы, но если под рукой есть бытовая розетка напряжением 220 В, а доступ к узлу свободен, работа выполняется в считанные минуты просто и быстро.
  4. Дрель. Еще один эффективный способ. Ржавый болт или гайку можно не только срезать, но и высверлить. Чаще этот способ применяется, когда при откручивании метиза ключом с рычагом болт обламывается. Оставшаяся часть удаляется при помощи сверла. После этого в конструкции обычно нарезается резьба следующего размера (например, была М8, а стала М10). Таким же образом высверливаются и обломленные шпильки, в том числе и в глухих отверстиях. Освободить гайку с помощью дрели тоже возможно, но придется в конце работы воспользоваться молотком и зубилом, чтобы разрубить перемычки между отверстиями.

Меры безопасности при работе

Откручивание заржавевших соединений, как и их разрушение, требует соблюдения техники безопасности.

Чтобы не получить при работе травму, следует неукоснительно выполнять следующие требования:

  1. Пользоваться спецодеждой и защитными средствами: перчатками, очками.
  2. Тыльная часть зубила и боек молотка (кувалды) не должны иметь наклепов, деревянные рукоятки — трещин.
  3. При работе зубилом требуется предельная внимательность, чтобы не нанести удар по пальцу.
  4. Категорически запрещено применение самодельных удлинителей из труб для ключей. При большом усилии они могут разорваться, слететь, и рабочий получит травму.
  5. С кислотами следует обращаться осторожно, чтобы не получить ожоги. При работе защищают глаза и кожу рук.
  6. При работе газовой горелкой пользуются темными очками, брезентовыми рукавицами и соблюдают правила обращения с газовыми баллонами. Нельзя прикасаться к нагретым деталям голыми руками.
  7. При откручивании прикипевшего и заржавевшего крепежа принимается устойчивая поза. Нужно быть готовым к тому, что метиз в любой момент может обломиться. Не исключена и поломка ключа из-за скрытого заводского брака: волосяной трещины или поры.
  8. При работе одним ножовочным полотном часть его, за которую будут браться рукой, обматывают изолентой или тряпкой, чтобы зубья не повредили кожу.
  9. При сварке обязательно пользуются брезентовой спецодеждой, рукавицами, закрытой обувью, на которую напускаются брюки во избежание попадания искр в ботинки или сапоги.
  10. При работе с химическими жидкостями помещение, в котором выполняется работа, должно хорошо проветриваться.
  11. Пользуясь болгаркой, необходимо надевать виброгасящие перчатки, защитные очки или экран.

Профилактика проблемы

Профилактические меры значительно облегчают в будущем работу по раскручиванию резьбовых соединений. Смазка в этом деле — первый помощник.

От литола и солидола лучше сразу отказаться. Они предназначены для подвижных соединений, и насколько хороши для подшипников и шарниров, настолько же плохи для болтов, винтов и гаек. Статичные, жестко зафиксированные крепления от солидола и литола со временем только костенеют, усугубляя назревающую проблему.

Самыми эффективными являются тефлоновая, силиконовая, графитовая смазки. Но если на соединение попадает вода (а многие метизы автомобилей и мотоциклов находятся именно в таких условиях), она со временем вымывает смазку.

В этом случае выручает обычный детский пластилин. Если им обмазать головку болта или гайку, они впоследствии открутятся без труда, ведь пластилин прекрасно отталкивает воду, а также защищает от грязи и пыли. Для обмазки можно применять и битумную мастику, но она пачкается, а пластилин — нет.

Не нужно лениться смазывать при сборке резьбу у болтов, шпилек и гаек, защищать их от попадания влаги. Тогда и демонтаж будет легким.

о жидкостях для открутки болта

В видеоролике предлагается обзор проникающих жидкостей для откручивания заржавевшей гайки с их параллельным тестированием.

Источник: https://bibiauto.club/sovets/poleznoe/kak-otkrutit-bolt.html

Как открутить и выкрутить болт, шуруп, винт с сорванными и слизанными гранями

У автомобиля много деталей, соединённых между собой при помощи винтов, болтов и шурупов. Довольно часто возникают ситуации, когда слизывается головка болта или шлицы на винте, шурупе. Поэтому вопрос о том, как открутить болт или винт со слизанными гранями, актуален для многих автолюбителей.

Почему грани винта, шурупа или болта слизываются

Слизыванием называется стачивание граней болта или шлиц под отвёртку на головке шурупа, винта или самореза. С такой проблемой может столкнуться как мастер, так и новичок. При слизывании граней у болта на нём начинает проскальзывать ключ и открутить такой элемент не удаётся. У шурупов и винтов могут повреждаться шлицы на головке, это также приводит к проворачиванию отвёртки и не получается открутить повреждённый крепёж.

Причины, по которым шлицы у винта, шурупа или грани у болта, гайки могут слизываться:

  • применение изношенного инструмента;
  • неправильное использование ключа или отвёртки;
  • некачественный крепёжный элемент.

Если во время откручивания крепежа ключ или отвёртка проскочили, не стоит паниковать и надо разобраться в причине. Иногда достаточно поменять отвёртку или ключ, чтобы проблема сразу решилась.

Слизыванием называется стирание граней или шлиц под отвёртку

Способы откручивания болтов, шурупов, винтов со слизанными гранями

Если привычным способом не получилось открутить крепёжные элементы, у которых слизались грани, можно использовать один из нескольких проверенных вариантов.

Газовый ключ

Этот метод применяют при откручивании болтов, так как у них выступает головка, за которую можно ухватиться. Для этого:

  1. Очищают головку болта.
  2. Смазывают место соединения керосином или соляркой, хорошо помогает жидкость типа WD-40, и оставляют на 15–20 минут.
  3. Откручивают болт. Делают это газовым ключом. С его помощью создаётся большое усилие и удаётся хорошо захватить даже круглую головку.При помощи газового ключа можно создать большое усилие и хорошо захватить даже круглую головку

Недостаток такого способа в том, что не всегда есть возможность подобраться газовым ключом к нужному болту.

Нарезка новых граней

Если болт крупный, то при помощи болгарки на нём можно нарезать новые грани. Достаточно сделать их всего 4 и при помощи уже меньшего ключа открутить болт. Можно нарезать новые грани на болте напильником, но это сложнее и дольше. На головке винта или шурупа можно сделать прорез при помощи ножовки по металлу или болгарки.

На головке шурупа или винта можно сделать более глубокий надрез для отвёртки

Молоток и зубило или ударная отвёртка

Этот вариант больше подходит для слизанных гаек или достаточно крупных винтов. Зубило упирают в головку крепёжного элемента и, ударяя по нему молотком, постепенно проворачивают винт или гайку. Небольшие винты или шурупы можно открутить при помощи ударной отвёртки и молотка. После ослабления крепления работа выполняется уже обычной отвёрткой.

Ударной отвёрткой можно открутить небольшие винты или шурупы со слизанными шлицами

Жгут или кусок резины

В этом случае используют небольшую часть медицинского жгута или кусочек плотной резины. Выбранный материал укладывают сверху на головку винта или шурупа, после чего надавливают отвёрткой и постепенно его проворачивают. Наличие резины поможет увеличить трение и решить проблему.

https://www.youtube.com/watch?v=lkyjLjVTSmY

Жгут укладывают между отвёрткой и головкой винта или шурупа

Экстрактор

Экстрактор — специальный инструмент, который используется для откручивания винтов, болтов или шурупов со слизанными или сломанными головками.

Экстрактор — инструмент для откручивания винтов, болтов или шурупов со слизанными или сломанными головками

Порядок его применения:

  1. При помощи тонкого сверла в головке делают небольшое отверстие. В некоторых случаях экстрактор можно просто забивать в слизанный шлиц винта.
  2. Подбирают экстрактор необходимого диаметра. Вбивают или вкручивают его в подготовленное отверстие. Это зависит от того, применяется обычный или винтовой инструмент.
  3. Выкручивают болт.Экстрактор вкручивают в повреждённый болт, а затем выкручивают его вместе с ним

Обычное или левостороннее сверло

В продаже есть левосторонние свёрла с вращением против часовой стрелки. Они улучшают центрирование инструмента и снижают нагрузку на сверло, что даёт более высокую производительность и точность сверления.

Вставив такой инструмент в дрель, можно открутить винт или шуруп со слизанной головкой. Если левостороннего сверла нет, можно попробовать высверлить застрявший крепёж при помощи обычного. В этом случае надо брать сверло, диаметр которого меньше диаметра болта или винта.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой фактор учитывается при размещении алюминиевых заводов

Действовать необходимо осторожно, чтобы не пришлось потом нарезать резьбу для нового крепежа.

Сверло должно иметь диаметр меньше, чем у проблемного болта

Клей

К головке проблемного винта или шурупа при помощи эпоксидного клея или клея под названием «холодная сварка» фиксируют гайку соответствующего диаметра. После того как клей надёжно её закрепит, при помощи ключа проворачивают гайку и вместе с ней откручивают винт или шуруп.

При помощи клея к слизанной головке фиксируют гайку, а затем вместе с ней откручивают винт

Припой и паяльник

Если надо открутить небольшой шуруп или винтик, используют паяльник и припой:

  1. Разогретый припой капают на головку крепёжного элемента со слизанными гранями.
  2. Пока олово не застыло, в него вставляют отвёртку и ожидают несколько минут.В шлицы винта капают разогретый припой и вставляют отвёртку
  3. Откручивают проблемный винт и чистят жало отвёртки от припоя.

Как не допустить срывания граней

Чтобы такая проблема, как сорванные грани болта или шлицы винта, шурупа не застала вас врасплох, надо придерживаться простых правил:

  • покупать необходимо только качественные крепёжные элементы, которые имеют высокую прочность и надёжность;
  • во время закручивания и откручивания винтов или шурупов нельзя допускать проскакивания отвёртки в шлицах. Это приводит к их стиранию и открутить такой крепёж будет уже сложно;
  • всегда надо следить за состоянием инструмента. Если у отвёртки или ключа слизанные грани, то с их помощью будет сложно открутить винт, болт или шуруп.

Намного проще не допустить слизывания граней на болтах, винтах и шурупах, чем потом откручивать повреждённые крепёжные элементы.

Не стоит паниковать при появлении такой проблемы, как слизанная головка болта или шлицы на головке винта, шурупа. Есть много способов её решения. Надо адекватно оценить возникшую ситуацию, и выбрать один из доступных вариантов.

Источник: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/kak-otkrutit-bolt-s-sorvannymi-granyami.html

Как открутить гайку или болт с сорванными гранями? Самые рабочие способы!

Когда речь заходит о ремонте, у многих автомобилистов возникают негативные эмоции. Однако ремонт — это далеко не самое страшное, что может случиться, проблемы во время проведения ремонта — вот, что действительно неприятно.

Представьте себе, вы собрались с мыслями, настроились на ремонт своего авто, приступили к работе и вдруг во время откручивания гайки или болта у вас начинает проворачиваться ключ. Вы осознаете, что грани гайки или болта «слизаны» или скручены, и теперь у вас две проблемы: не только как отремонтировать имеющуюся поломку, но и как открутить гайку с сорванными гранями.

В этой статье я поделюсь рабочими способами решения данной проблемы, чтобы вы не ломали голову и руки над тем, что делать c гайкой, если грани сорваны.

Начну с того, почему это происходит!

Скручиваются грани по разным причинам, это может быть:

  • Ржавчина;
  • Испорченная резьба;
  • Неправильно подобранный ключ;
  • Неправильная техника откручивания;
  • Некачественная гайка или ключ (мягкий металл).

Как можно предотвратить подобную ситуацию?

Чтобы не «слизывать» грани, необходимо, прежде всего, обработать резьбовое соединение проникающей жидкостью типа «WD-40».

Если гайка старая и вы сомневаетесь в том «пойдет» она или нет — обработайте ее «WD-40», постучите по гайке не сильно молотком, чтобы разрушить имеющуюся коррозию внутри резьбового соединения.

Если конструкция и меры безопасности позволяют, можно воспользоваться нагревом резьбового соединения. При нагревании и остывании, ржавчина растрескивается и открутить болт или гайку становится проще. И только после этого можно пробовать откручивать.

Что делать если гайка не откручивается и грани скручены?

  1. «Газовый» ключ и плоскогубцы. Начнем с элементарного, если гайка или болт не откручивается ключом, используем «газовый» ключ или плоскогубцы. Небольшие гайки и болты, как правило, поддаются без проблем. С большими посложнее, так как площадь соприкосновения резьбы больше и затяжка сильнее. Для усиления эффекта и повышения сцепления можно подложить наждачную бумагу с мелким зерном поверх гайки или болта.
  1. Новые грани — новые возможности! Если гайка или шляпка болта стала почти круглая, при помощи напильника можно нанести новые грани. Безусловно, процесс не быстрый, однако если все сделать правильно, то у ключа, скорее всего, меньшего диаметра, будет хорошее сцепление для того, чтобы открутить этот болт или гайку. Кстати, если есть болгарка и вы умеете ею пользоваться, то процесс можно ускорить.

Рекомендую: Как заделать трещину в ГБЦ? Причины появления, диагностика и способы устранения

  1. Сварка. Метод рабочий и часто используемый. Принцип заключается в том, чтобы поверх «слизанных» граней приварить новую гайку, которая позволит использовать обычный гаечный ключ.
  1. Гайкорез. Использование этого инструмента это не про то как открутить болт с сорванными гранями или как сорвать гайку с сорванными гранями. Это про то, как удалить гайку, которая никак не откручивается и все способы оказались нерабочими. Гайкорез раскалывает гайку пополам, после чего вы можете заменить ее другой гайкой. Для болта с сорванными гранями такой вариант не подойдет.
  2. Кардинальные меры. Если ни один из вариантов не дал результата, придется прибегнуть к кардинальным мерам. Срезание гайки с резьбы — один из популярных эффективных методов, однако он не лишен недостатков. Во-первых, не всегда есть доступ для «болгарочного» круга или ножовки по металлу. Во-вторых, во время спиливания, кроме того, что вы полностью уничтожите гайку, вы рискуете повредить резьбу, на которой она находится.

Актуально: Автомобильные лайфхаки: антидождь, антизапотеватель, защита от кошек и многое другое

А если это колесо?

Казалось бы, что может быть хуже гайки без граней, которая не откручивается? Оказывается, бывает — гайка или болт на колесе, которые без грани. И ведь напильником не подберешься и газовым ключом не возьмешь!Да и сварку использовать опасно, можно шину или диск повредить. Оказывается, есть способы как открутить гайку на колесе.

В продаже есть специальные «головки с насечками». Эти чудо-головки имеют интересную конфигурацию и острые грани, которых больше чем у обычных головок. Способ применения прост: устанавливаем головку с насечками на гайку, при помощи молотка «садим» головку на место, но не очень усердствуйте, чтобы не повредить диск. После чего берем вороток и откручиваем.

В 99% все откручивается, при условии правильного подхода.

Как избежать подобного в будущем?

Профилактика — всегда лучше лечения! Чтобы не покупать приспособления и головки для сорванных граней, а также не ломать голову как открутить гайку на колесе делайте вот что! При каждом ремонте используйте специальную смазку (медную, графитовую, или альтернативную) для того, чтобы избежать коррозии и окисления резьбовых соединений. На крайний случай используйте отработку или «Литол». В любом случае масляный слой не позволит образоваться коррозии и упростит откручивание гаек и болтов.

Также всегда перед тем как приступать обработайте соединения проникающей жидкостью WD-40, или керосином на крайний случай. Дайте жидкости время, чтобы растворить окислы и коррозию, и только после этого приступайте к разборке.

У меня все, спасибо за внимание! Жду ваших комментариев, напишите какой из способов на ваш взгляд наиболее эффективнее. Также буду признателен если поделитесь своим секретом борьбы со «слизанными» гранями. Если статья вам помогла, поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями в социальных сетях.

Источник: https://www.autoposobie.ru/kak-otkrutit-gajku-ili-bolt-s-sorvannymi-granyami-samye-rabochie-sposoby/

Как выкрутить, сорвать, срезать или открутить болт с сорванными гранями

При проведении ремонта неизбежны сюрпризы. Оборудование может подводить, кажущаяся прочной деталь — ломаться в самом ненужном месте, а болтики и гайки сопротивляться откручиванию. И тогда ремонт растягивается, отнимая лишнее время, нервы и деньги.

Сейчас в сети можно найти множество видео с руководством по проведению любых ремонтных работ. Говорят, на основе видео из интернета можно дом построить с нуля и машину перебрать по винтику.

Но при таком огромном количестве советов и рекомендаций трудно выбрать подходящий именно для тебя способ действий. В этой статье мы попытаемся собрать весь доступный опыт и систематизировать его для удобства использования.

Болт с сорванными гранями

Сейчас мы разберемся, как же как выкрутить болт с сорванными гранями. Как правило, причины этой беды кроются в том, что:

  • Детали, которые держал болтик, оказались смещены неестественным образом. Это приводит к его зажиманию и порче.
  • Сам болтик при закручивании был сильно затянут.
  • Инструмент, которым его затягивали, был не того размера и использовались подручные средства (отвертки или стамески часто подкладывают в ключи большего размера при отсутствии подходящих маленького).

Перед тем, как выкрутить сорванный болтик или гайку, нужно провести некоторую подготовку. Это позволит вам потратить меньше времени и усилий, а порой и сберечь дорогостоящее оборудование.

Последовательность действий

  • Покрыть соединение жидкостью, которая поможет откручиванию. Такой жидкостью может случить знаменитая WD-40, тормозная жидкость или керосин. Не торопитесь, дайте жидкости сделать своё дело. Как показывает практика, минут на тридцать, а то и час можно смело оставлять деталь в покое.
  • Возьмите любой подручный инструмент и легонько, не сильно, постучите по метизу со всех доступных сторон. Ваша цель, в данном случае, не запустить болтом как шариком для гольфа, а всего лишь слегка расшатать его на месте его крепления. Во время выполнения данного мероприятия есть опасность повредить резьбу, так что соизмеряйте силу и замах.
  • Если есть возможность и пространство, попробуйте нагреть болтик. Для этого подойдет газовая горелка. Убедитесь в отсутствии возле рабочего места легковоспламеняющихся жидкостей и предметов. Убедитесь также перед началом прогрева, что в случае непредвиденной ситуации вам есть куда отступать. Не прогревайте деталь открытым огнем в закрытых помещениях. Лучше открыть ворота или переместить болтик на воздух. Опаленные таким способом ржавчина и жир превратятся в пепел, и перестанут препятствовать откручиванию болтика.

Однако часто случается, что заклинивает именно тот винтик, к которому никак не подобраться с горелкой или инструментом для простукивания.

В этом сложном случае следует болгаркой или любым подручным инструментом типа зубила сделать на сохранившейся шляпке глубокий пропил. Он и станет той зацепкой, которая позволит вытащить весь болт.

Теперь можно, зацепившись за этот выступ, попробовать открутить неподдающийся шуруп. Упритесь в выемку отверткой, и совершая легкие удары по ее рукоятке молотков в сторону откручивания (не по часовой стрелке), потихоньку проворачивайте болт.

Болт под шестигранник

Грани оси удобны и для закручивания, и для откручивания. Четкие и ровные они дают надежный упор для ключа. Если болтик подходящего под руку и соответствующего размера, поначалу его можно комфортно крутить рукой, дотягивая позже с помощью инструмента.

Однако нередки случаи, когда в силу чрезмерной эксплуатации самого шурупа, или больших нагрузок на соединение, грани оказываются сорванными и крепеж остается торчать в сочленении. Взяться за него неудобно, он выскальзывает из рук и инструментов.

Давайте рассмотрим несколько вариантов решения этой проблемы, с соответствующими способами устранения.

  • Сделать на головке болтика насечку любым доступным способом. Однако при выполнении этой насечки есть один важный момент. Стенки этой насечки должны быть вертикальными, без уклона. Иначе инструмент, который вы потом будете упирать в выемку будет просто проскальзывать по шляпке. А в этом случае есть большая опасность повредить не только инструменты, но и руки мастера.
  • Применить специальные так называемые экстракторы для шурупов с сорванными гранями. Экстракторы имеют резьбу, нарезанную в направлении, которое прямо противоположно резьбе самого болта. Таким образом, когда в болте высверливают отверстие и вставляют экстрактор, он фиксируется в болте плотно и не проворачивается при выкручивании такого болта плоскогубцами.
  • Использовать сверло обратного левого вращения и дрель с реверсом. Идея в том, чтобы проделав обычным сверлом отверстие в крепеже, засунуть в него левое сверло и на реверсе дрели выкрутить прикипевший болт.
  • Найти подходящую звездочку TORX. Идеальная звездочка должна не проходить шлицами в дырочку шестигранника, но при этом не быть слишком большой для него. Звездочка TORX прорубит своими шлицами шляпку болтика, зафиксировавшись плотно на шляпке. Теперь можно сильным движением открутить шуруп. Действуйте осторожно, поскольку в данном случае есть большая опасность сорвать шлицы у звездочки TORX .

Шуруп с отверстием под шестигранник можно открутить следующим способом:

  • Нужно взять надфиль и сделать им размер под шестигранный ключ. Сделав такой пропил, вы существенно сэкономите, поскольку сможете в будущем использовать этот крепеж еще не один раз.
  • Сделать на шляпке насечку болгаркой или любым другим удобным способом, к примеру, ножовкой для металла. И использовать плоскую отвертку, упираясь в ее ручку, как в плечо вращения.
  • Можно также использовать для откручивания шурупа одну из подходящих по размеру звездочек TORX .

Для болтов-шатунов, выполненных из стали, есть всего два способа:

  1. Воспользоваться экстрактором. Грамотно подобранный экстрактор и ваши осторожные действия помогут не только выкрутить шуруп, но и сделать это без существенных повреждений инструмента.
  2. Призвать на помощь электросварку. Электросваркой можно присоединить к сорванному крепежу любой шестигранный элемент, который вам уже не нужен. Приваренный таким образом, он станет новой шляпкой для шурупа. В него будет удобно упереться и выкрутить. Но к сожалению, этот способ может использоваться только и исключительно для деталей, сделанных из стали. С болтами из других материалов этот удобный способ, к сожалению, применить не получится.

Открутить подобный болт можно так же, как открутить гайку с сорванными гранями. Основные способы откручивания неподдающихся болтиков и гаек были нами очень подробно разобраны ранее, и теперь мы можем резюмировать все те способы, которые подойдут для такого шурупа. Итак, если у вашего болта-звездочки сорвало грани:

  • Проще всего воспользоваться экстрактором. Отлично зарекомендовавшее себя средство не подведет и на этот раз. Выполните отверстие в ножке крепежа, зафиксируйте там подходящий по размеру экстрактор и осторожными движениями открутите застрявший болт. Как мы видим из этой статьи, набор экстракторов различного диаметра — штука действительно необходимая в хозяйстве, если вы регулярно занимаетесь подобными сборками и разборками.
  • Воспользуйтесь газовым ключом. Этот разводной ключ плотно обожмет болтик, и вы в несколько поворотов сможете его извлечь. Этот способ хорош тем, что не нужно покупать отдельный инструмент. Подобный разводной ключ есть практически в каждом доме.
  • Сделайте упор на шляпке болта. При наличии достаточного пространства вокруг болтика сделайте надпил на его шляпке болгаркой или ножовкой. В эту насечку вы сможете упереть отвертку или стамеску и провернуть болт, ударяя по свободному ее концу молотком или другим удобным вам инструментом.

Мы с вами рассмотрели варианты высвобождения болтов и гаек, которые доступны для применения любому домашнему мастеру. Конечно же, за рамками обсуждения остались способы, используемые на профессиональных мастерских или в автосервисах. Однако там постоянно используется оборудование, которое дома вам пригодится один или два раза. А стоит оно немалых денег. Профессионалы используют для высвобождения болтов с сорванными краями:

  1. Гайковерт.
  2. Шпильковерт.
  3. Специализированные экстракторы.

Однако, если такие ситуации возникают у вас не чаще раза в год, то особого смысла приобретать специальные инструменты нет.

Источник: https://tokar.guru/metallicheskie-izdeliya/bolty-vinty-gayki-gvozdi/kak-otkrutit-bolt-ili-gayku-s-sorvannymi-granyami.html

Как выкрутить «упрямый» болт?

29.09.2016

Прежде чем побеждать «упрямый» крепёж, стоит внимательно разобраться – что в принципе представляет собой болтовое соединение?

Болт – это крепёжный элемент в виде стержня с резьбой и шестигранной головкой. Она служит для передачи резьбовому стержню крутящего момента от инструмента при откручивании/ закручивании болта. В свою очередь, резьбовая часть (стержень болта) вставляется в отверстие скрепляемых деталей.

И может либо выходить наружу – тогда для крепления и стягивания деталей на конец стержня надевается гайка (с или без шайбы, может также использоваться пружинная шайба или пакет из шайб, или контргайка). Или болт может вкручиваться в сквозное либо глухое отверстие с внутренней резьбой.

Тогда гайка не требуется, хотя под шестигранную головку болта опять-таки может одеваться шайба – для предотвращения ослабления крепежа в процессе работы и/или для защиты поверхности детали от повреждений при первичном затягивании крепежа.

Разумеется, на практике встречаются самые разные варианты болтовых соединений. Однако затяжка болта всегда обеспечивается через плотный прижим выступов его резьбы (наружной – на стержне) к выступам ответной внутренней резьбы гайки или отверстия в теле детали.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как убрать ржавчину с металла

Почему он не вертится?

Из вышесказанного следует, что для закручивания или откручивания болта нужно приложить определённое усилие. Оно называется моментом затяжки. Эта величина очень важна для нормального функционирования изделий. И строго говоря, в инструкциях по сборке всегда указывается рекомендуемый момент затяжки болтов (а также гаек и шпилек – при их наличии). Который необходимо соблюдать, используя динамометрический ключ!

При затяжке крутящий момент прикладывается к болту через его шестигранную головку. Следовательно, как для закручивания, так и для откручивания головка должны быть исправна (фактически присутствовать – ведь бывают болты и с сорванной головкой!), иметь гладкие, не сорванные грани, и подходить по размеру к имеющемуся инструменту (хотя, конечно, это инструмент выбирается подходящим к болту, а не наоборот).

По логике вещей, при откручивании болта нужно прилагать те же усилия, что и при закручивании? А вот и нет! В процессе работы болтовое соединение склонно к самоподжатию (хотя бывает и самопроизвольное ослабление, но это отдельная тема!). Да и ржавчина, грязь, попавшие на резьбу, приводят к закисанию соединения. Так что отворачивать старый болт гораздо сложнее, чем заворачивать новый!

Здесь-то и нужен дополнительный крутящий момент. Однако передать его стержню – и удачно выкрутить болт – удаётся далеко не всегда. Как раскрутить болт при различных дефектах указано ниже.

Как выкрутить болт с сорванной головкой?

Предыдущий горе-мастер приложил слишком большие усилия при затяжке и сорвал головку? Или головка отпала при первой попытке открутить старый, проржавевший или «перетрудившейся» болт?..

В любом случае, торчащей в теле детали стержень нужно как-нибудь выкрутить. Самый «безболезненный» способ – это применить специальный инструмент «экстрактор». По сути, это короткий стержень с конусной (левой!) резьбой на конце и шестигранной напайкой в середине.

В обломанном стержне застрявшего болта сверлится неглубокое отверстие, вставляется экстрактор, за его шестигранник цепляется ключ и вращается влево. Конусной резьбой экстрактор «вгрызается» в тело болта и тянет его за собой влево – то есть откручивает.

С помощью экстрактора можно не только выкрутить болт со сломанной головкой, но и с прикипевшей резьбой.

Сорванные грани головки

Как выкрутить болт с сорванными гранями? Это чуть легче, чем предыдущий случай – ведь болт остаётся целым, просто за головку не удаётся надёжно зацепить ключ.

В этом случае вместо рожкового можно воспользоваться накидным ключом – он не даст ещё сильнее испортить головку. Если же грани сорваны сильно, так что даже головка «проворачивает», нужно при помощи напильника «напилить» новые грани – это не так сложно, как кажется.

Ещё один способ: к головке болта с сорванными гранями приварить новую гайку. А затем выкручивать болт, цепляя ключ уже за неё. Такой способ надёжен, но трудоёмок (требуется сварка) и не всегда уместен.

Как выкрутить болт с сорванной резьбой?

Наверное, главная причина затруднённого извлечения болта – это прикипевшая, заржавевшая или повреждённая резьба. Первые две причины появляются во время эксплуатации, а вот сорвать резьбу запросто можно и в процессе монтажа – закручивания болта. Или как раз при откручивании, если загрязнённая резьба создаёт значительное сопротивление, а нетерпеливый мастер прилагает слишком большие усилия.

Если резьба сорвана, а болт расположен в труднодоступном месте, его выкручивание может превратиться в целую проблему!

Для извлечения маленького болта нужно попробовать, слегка расшатав его, просунуть под головку кусачки и вытащить его, подобно гвоздю из доски.

Для более крупных болтов понадобится отвертка и гвоздодёр: отвертку нужно постараться подсунуть под головку болта. И, постукивая молотком по этому «рычагу», хотя бы немного вытянуть повреждённый болт из тела детали. Затем под головку уже можно засунуть гвоздодёр – и вновь, подобно гвоздю, «выкорчевать» болт.

Однако при такой операции нужно избегать чрезмерных усилий! Ведь если болт новый, а резьба сорвана при монтаже – одно дело. А если резьба разрушилась от времени? Тогда «корчевание» болта может закончиться отломанной головкой. И перед мастером встанет вопрос «как выкрутить сломанный болт?», который мы рассмотрели в самом начале.

Как выкрутить прикипевший болт?

«Прикипевшая» (схваченная грязью и/или приржавевшая) резьба может быть абсолютно исправной (не сорванной). Но из-за наличия грязи или ржавчины в её впадинах болт оказывается «зажат в тисках». А чрезмерное усилие для его откручивания может как раз привести к срыву резьбы! Что нежелательно, поскольку устранить «прикипание» и всё-таки извлечь исправный болт гораздо проще, чем побеждать сорванную резьбу.

Поэтому, прежде чем грешить на повреждение болта и прибегать к силовым методам «выкорчёвывания», лучше вначале попробовать устранить прикипание. Для этого следует воспользоваться (обязательно!) торцевым ключом или накидной головкой. Рожковым ключом можно лишь сорвать грани или вовсе оторвать головку болта! (о том как выкрутить обломанный болт говориться в начале статьи)

Однако прежде чем «ворочать» ключом следует, во-первых, тщательно очистить болт от налипшей грязи. А во-вторых, обработать его специальной жидкость. Лучше всего подойдёт фирменный «растворитель ржавчины», в состав которого входит дисульфат молибдена. Также сгодиться проникающая универсальная смазка WD-40.

В крайнем случае, можно использовать керосин, тормозную жидкость или дизельное топливо (с большой осторожностью по соображениям безопасности!).

Правда доставить жидкость к резьбе под головку болта гораздо труднее, чем в случае откручивания гайки (особенно когда резьба стержня болта или шпильки выступает за габариты гайки), но этот шаг всё равно не повредит.

Выждав некоторое время (пока жидкость сработает), можно приступать к выкручиванию. Если обычный торцевой ключ не помогает, лучше воспользоваться специальными накидными головками с ударным механизмом.

Нужно заметить, что «прикипание» резьбы возникает не только на агрегатах, подверженных воздействию грязи (к примеру, в подвеске автомобиля). Но и на тех резьбах, которые крепят узлы, работающие в условиях значительного перепада температур.

Например, выпускной коллектор двигателя или приёмная деталь глушителя очень часто демонтируются с трудом по причине «прикипевших» гаек.

Хотя этот крепёж и не подвергается сильному загрязнению, его «прикипание» обусловлено именно работой в условиях циклического нагревания до высоких температур и многократного остывания.

Материалы подготовлены специалистами компании «Трайв-Комплект».
При копировании текстов и других материалов сайта — указание ссылки на сайт www.traiv-komplekt.ru обязательно!

Источник: https://traiv-komplekt.ru/articles/kak-vikrutit-upryamij-bolt/

Как открутить гайку с сорванными гранями и резьбой

Нередко во время демонтажа старых конструкций возникает проблема, что невозможно открутить болт из-за сорванной резьбы или граней. В таком случае есть несколько способов, как можно снять старый крепеж без нарушения целостности объекта. В статье мы рассмотрим, как и чем проще всего открутить сорванный винт или гайку.

Вспомогательные процедуры

В том случае, если крепеж не извлекается с места даже при сильном усилии, а резьба нарушена, можно обойтись без радикальных мер. Есть ряд методов, способствующих демонтажу данного элемента – они основаны на физических или физико-химических свойствах материала. Простые способы упростить снятие гайки:

  • очистить место от загрязнений и ржавчины, для этого использовать специальных антикоррозийный состав, а затем пройтись металлической щеткой;
  • аккуратно обстучать головку молотком, при этом удары должны быть сильными и частыми. Данная процедура способствует только удалению окисленных частей, если сложность заключается в сорванной резьбе, то вы можете только усугубить положение;
  • прогреть место крепления – это приведет к выгоранию оксидов и ржавчины, а металл немного расширится. Температура должна быть довольно высокой, следует применять газовую горелку (на полной мощности) или ацетиленовый резак, после данной подготовки болт с сорванными гранями должен выходит проще и без особых усилий;
  • обработка металла любой смазкой, для этой цели можно использовать машинное масло или WD-40. Они способы проникнуть даже глубокие поры, смазывать резьбу. Для достижения положительного результата следует подождать 1-3 часа, затем снова приступить к работам.

Если болт вы не можете выкрутить болт с места, не рекомендуется прикладывать серьезное усилие – это может привести к деформации металла, срыву резьбы. Если крепеж не поддается, то проще воспользоваться изложенными выше методами.

Выкручивание крепежа с нарушенными гранями

Как правило, такая ситуация возникает при демонтаже старых строительных конструкций, находящихся на открытом месте или при наличии брака в крепеже. Чтобы извлечь гайку, важно правильно подобрать нужный инструмент и грамотно провести работу. Рекомендуемые способы:

  • для больших болтов, находящихся в открытом доступе, можно применить зубило, его нужно приложить по касательной линии к головке, а затем осуществить несколько сильных ударов молотком. Однако при таком способе есть риск повреждений поверхности. Помимо этого, зубилом можно проделать паз под шлицевую отвертку, а затем осторожно выкрутить болт;
  • при наличии свободного доступа к головке удобно применять универсальный переставной ключ. С помощью него можно крепко зажать даже полностью деформированную головку, для небольших гаек лучше всего применять ключ с засечками на рабочей поверхности – они позволяют добиться лучшего сцепления с крепежом;
  • в том случае, если грани повреждены не очень сильно, допустимо применять накидной ключ. Он должен иметь 12 граней, так можно добиться более плотного контакта со сплавом металла. Выбирать головку следует на размер меньше, чем диаметр болта;
  • напильником или болгаркой можно восстановить грани крепежа, что позволит спокойно использовать обычный шестигранник меньшего размера. Всю головку выпилить не стоит, достаточно сформировать две параллельные грани.

Если вы владеете навыками сварки, то болт с деформированной поверхностью можно реанимировать. Для этого нужно отрезать от другого винта головку, а затем приварить ее на старый элемент. Это позволит применять обычный гаечный ключ без каких-либо усилий и дополнительных инструментов.

Методы извлечения

Если не требуется извлечь крепеж, но имеется нарушенная резьба или существенно поврежденная головка, выкрутить болт гораздо сложнее. Если часть элемента выступает над поверхностью, проще всего использовать плоскогубцы или кусачки – подцепить винт, а затем извлечь его с приложением усилий.

Если крепеж сильно прокручивается, то можно использовать тонкую резину или обычный воздушный шарик. Для этого вырезать тонкий кусочек, приложить к верхней части болта, прижать отверткой. Это позволяет усилить трение и избежать проскальзывания резьбы в пазе.

Не менее эффективный метод – применение специального клея на основе цианоакрилата (он недорого стоит и быстро сохнет). Требуется обезжирить верхнюю поверхность крепежа, а затем нанести клей тонким слоем, прижать отвертку или гаечный ключ. После этого начать выкручивать крепеж. Для ускорения процесса схватывания сверху посыпать щепотку пищевой соды.

Полезные рекомендации

Работу по извлечению старого болта с сорванной резьбой можно упростить с помощью следующих процедур:

  • если на объекте изнаночная сторона находится в свободном доступе, винт можно выстучать или выкрутить изнутри;
  • перед тем, как начать пользоваться инструментом, следует убедиться, что крепеж имеет правильную резьбу – некоторые болты имеют заводской брак, выкрутить их можно только против часовой стрелки;
  • если в заготовке осталось большое отверстие после извлечения, то ее можно устранить шпаклевкой или установкой более крупного болта.

Во время работы с металлом (особенно при использовании болгарки, пилы или напильника) есть риск образования стружки, зазубрин на поверхности. Процедуру нужно проводить, предварительно надев защитные перчатки и очки.

Выводы

  • Перед началом выкручивания винта с сорванной резьбой область крепежа можно обработать антикоррозийным средством, воспользоваться смазкой.
  • Самые простые способы выкрутить крепеж с нарушенной целостностью – использование зубила, переставного или накидного ключа
  • Если сорваны или деформированы грани, можно выточить новую поверхность либо приварить другую головку.
  • Место сцепления с металлом можно усилить с помощью клея или наложить тонкую резину.

Источник: https://leydi-prelest.ru/krasota-i-zdorove/kak-otkrutit-gajku.html

Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы

Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать. 

Выкручиваем сорванные болты и гайки

«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.

Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить

Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:

  • При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.

    Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек

  • Сделать новые грани. Меньшего размера, но более четкие. Это позволит лучше захватить гайку все тем же разводным газовым ключом. Грани делают:
    • Болгаркой. Работать надо аккуратно, чтобы не повредить поверхность под гайкой/шляпкой болта. Это рискованное мероприятие и его стоит применять как одну из последних мер.
    • Напильником. Этот метод отнимает больше времени, но он более безопасен. Если нет срочности, лучше подрихтовать грани напильником.
  • На гайку можно наварить штырь. Руками или при помощи рычага можно будет открутить болт с сорванными гранями. Этот же способ помогает, если резьба «прикипела». Во время сварки металл прогревается, ржавчина перекаляется, грязь подгорает, после чего болт или гайка откручивается значительно проще.
  • На слизанную шляпку болта наварить гайку. Потом обычным ключом открутить все вместе. Но этот способ работает, если шляпки плоские. Если они скругленные, можно попробовать срезать/сточить верхушку, потом наварить гайку и попытаться ее открутить.

    Как работать с экстрактором

  • С болтами большого диаметра можно использовать экстрактор. Срезать шляпку или гайку, рассверлить отверстие размером «под имеющийся экстрактор». Вставить штырь экстрактора и ключом, за толстую часть вывернуть всю конструкцию, освободить экстрактор.

Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.

Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)

Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:

  • Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.

    Вот такой саморез выкрутить уже сложно

  • Рассверлить и выкручивать при помощи экстрактора небольшого диаметра.
  • Взять зубило, обточить его по размерам шляпки. Поставить его на шляпку, пару раз хорошо стукнув молотком. Образуется новая шляпка и, одновременно, может осыпаться имеющаяся ржавчина (если саморез застрял в железе). При помощи того же зубила попробовать сдвинуть упрямый винт с места. Для облегчения процесса можно капнуть масло на дерево или смазку WD40 на металл.
  • Высверлить вокруг шляпки материал, взять трубку с внутренним диаметром чуть больше диаметра шляпки, надеть ее на шляпку. Внутрь залить клей. Когда клей застынет, выкрутить за трубку.

    Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)

Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.

Источник: https://stroychik.ru/raznoe/kak-otkrutit-sorvannye-bolty-gajki-samorezy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электропривод
Муфта что это такое

Закрыть