Что такое допуски и посадки

Система допусков и посадок: квалитет, классификация, значения

что такое допуски и посадки

Сегодня мы рассмотрим в чем же заключается система допусков и посадок простым языком. Я сам когда-то искал именно такой материал, чтобы просто прочитать, нормальным человеческим языком и понять, хотя бы основы. Так вот, на самом деле там всё просто. Приступим.

Итак, сначала про допуски. Допустим, есть отверстие с номинальным диаметром 10мм. Но это только на чертеже. В реальности изготовить отверстие именно четко 10мм и ни микроном больше или меньше – нереально сложно и дорого. Всегда будут какие-то неточности, зависит от станка, инструмента и так далее. То есть его диаметр полюбому будет либо в плюсе либо в минусе.

Понятно, что где-то не требуется соблюдать высокую точность, поэтому отверстие вообще можно сделать так называемым – не классным. Просто сверлим как получится и всё. Там даже и слова не будет про допуски, квалитеты. Такое отверстие будет иметь один параметр на чертеже – диаметр, а там уже что получится: насверлим отверстие диаметром 10мм плюс-минус километр.

Квалитет (квалитет точности)

Другое дело, если по задумке конструктора требуется в это отверстие в последствии вставлять какой-то например вал, здесь уже нужна точность, чтобы вал хотя бы просто пролез в него, и не болтался как карандаш в стакане (зависит от конструкторской задумки), а лишь немного люфтил – посадка с зазором. Или же наоборот зашел туго и образовал так называемую посадку с натягом.

Для изготовления такого отверстия потребуется во-первых потратить силы, применить нужный инструмент, сразу заложить нормальный станок. А во вторых описать каким-то образом, что именно мы хотим получить. Поэтому к диаметру ставят ещё и допуск. Такое отверстие считается классным, потому что имеет квалитет точности допусков и квалитет посадок. Иными словами к ней применяется система допусков и посадок.

Выглядит это так: 10H7. Отверстие диаметром 10мм с квалитетом Н7.

Чтобы всё лучше понять, посмотрим на простенькую табличку. Допуски  (они же квалитеты) для отверстий обозначаются всегда только большими буквами плюс цифра, и никак иначе. А допуски валов – только маленькими буквами плюс цифра. Кстати, это справедливо не только именно для валов и отверстий, вместо них так же могут быть, например: шпонки и пазы и всё такое прочее. В нашем случае есть отверстие: 10H7. Это будет означать, что это классное отверстие, имеющее определенные допуска. Далее надо открываем справочник “система допусков и посадок”, и смотрим какие именно цифры прячутся за этим магическим Н7 (именно для размера 10мм как в нашем случае!).

В табличке будет нечто следующее: для диапазона размеров отверстий 610мм допуск H7 означает (0 +15 микрон). То есть 10Н7 отверстие может быть изготовлено с размерами от 10,000 мм до 10,015 мм. Вот так просто.

Для других различных диаметров исходного отверстия квалитет Н7 будет иметь свои цифры. В общем, чем больше отверстие – тем больше на него будет допуск по таблице. Поэтому зачастую около станков висят именно такие таблички допусков.

Примеры:

10Н6 – допуск (0+9мкм)

10Н7 – допуск (0+15мкм)

10Н8 – допуск (0+22мкм)

вот 10А11 – допуск (+280+370мкм). То есть такое отверстие, прикиньте, можно изготовить только в пределах от 10,28мм до 10,37мм!  Изготовить его ровно 10,000мм – нельзя, если оно имеет такой квалитет! На практике конечно 10А11 практически нереально встретить, это чисто для примера. Но всё работает именно так.

Буква квалитета – вообще говорит нам о том, насколько сильное НАЧАЛЬНОЕ отклонение у диапазона допусков от номинального значения. Напомню, что в случае с Н7, это начальное отклонение как раз равно нулю. У букв А и Z – оно максимальное.

Цифра квалитета – говорит нам насколько большой именно диапазон допуска.

Квалитет

Квалитет – это как бы совокупность буквы и цифры. То есть совокупность начальной точки отсчета диапазона допуска (буква) и непосредственно размер самого диапазона допуска (цифра). То есть квалитет H5 будет означать довольно высокую точность исполнения отверстий, и наоборот А11  – это большое отклонение в плюс. И чем больше само отверстие – тем больше допуск на него будет.

В соответствии с рисунком, буквы от А до H – диапазоны допусков постепенно стремятся к номинальным. От К до Z – допуска отверстий становятся минусовыми (то есть отверстия будут меньше своего номинала!) Такая же история и с валами, буквами от а до h – обозначаются валы, имеющие отрицательные допуска, от k до z – валы начинают стремиться в плюсовые значения допуска, соответственно их диаметры с ростом букв увеличиваются.

Для чего нужны квалитеты?

Все эти буквы, квалитеты нужны для того чтобы обеспечить нужную посадку в каком-то конкретном случае. Допустим иногда надо, чтобы в отверстие диаметром 10 мм вал сел свободно, с зазором, тогда вал делают не ровно 10мм, а с отрицательными допусками. А иногда необходимо чтобы вал наоборот сел с натягом, тогда вал будет исполнен по нужному квалитету с диаметром большим чем 10мм.

Бывают еще какие-то нестандартные случаи, когда этих буквенных квалитетов не хватает. Например, делается вал диаметром 1000 мм (1 метр), и на него нужна какая-то супер точность, тогда допуска могут  проставить просто вручную, типа от -0,001мм до +0,001мм. Потому что для такого большого диаметра в таблице квалитетов, скорее всего, будут соответственно большие допуска, неприемлемые для данного частного случая.

Источник: https://slozhnoe-prosto.ru/techno/dopuski-posadki/

Допуски и посадки в машиностроении

что такое допуски и посадки

Определение 1

Машиностроением называется отрасль промышленности, которая занимается производством всевозможных машин, оборудования, деталей и запчастей, необходимых для производства.

Машиностроение, в зависимости от типа и области применения может разделяться на следующие группы:

  • тяжелое;
  • общее;
  • среднее;
  • точное;
  • производство металлических изделий и заготовок;
  • ремонт машин и оборудование (изготовление запчастей).

Определение допуска

Процесс проектирования деталей на чертежах сопровождается проставлением номинальных размеров и предельных отклонений от них. Каждая деталь содержит свои габаритные размеры, все ее части могут иметь условные обозначения размеров или допусков.

Определение 2

Допуск — это разность между максимальным и минимальным допустимым значением определенного параметра. Другими словами, допуском называется диапазон значений, которых может достигать определенный параметр.

Существует также такое понятие как поле допуска. Это поле, которое ограничивается максимальным и минимальным значением допуска и его положением относительно его номинального размера.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Допуск. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение посадки

Определение 3

Посадка — это характер соединения деталей, который определяется величиной получающихся в нем зазоров или натягов. При соединении двух деталей образуется посадка.

Посадки бывают нескольких типов:

  • посадка с зазором;
  • посадка с натягом;
  • переходная посадка.

Если в посадке обеспечивается зазор в соединении, то она называется посадкой с зазором.

Рисунок 2. Соединение вала и отверстия с зазором. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Полем допуска посадки называется поле, заключенное между двумя линиями, которые соответствуют разности между максимальным и минимальным допустимым зазором или натягом. Поля допуска образуются сочетанием основного отклонения и квалитета.

До начала великой промышленной революции 18 века все механизмы изготавливались одним мастером, от начала работ и до их окончания. Наиболее сложными на тот момент механизмами являлись часы, навигационные приборы, замки. Все составляющие приборов подготавливались индивидуально, из-за чего встретить одинаковые детали даже на одном и том же производстве было проблематично.

Из-за этого возникал ряд проблем. Среди них, например, невозможность заменить одну из составляющих прибора или устройства в случае выхода ее из строя.

Вероятность подобрать подходящую деталь среди разных вариаций размеров той же детали ручной работы была крайне малой. Детали просто не подходили друг к другу.

Это и стало одной из первопричин появления стандартизации и установления точных требований к изготовляемым деталям. Это позволило бы изготавливать одинаковые детали в рамках одной фабрики, производства, а то и отрасли.

Стандартные детали можно было бы использовать в любых устройствах и приборах, где были использованы такого же типа детали. Кроме того, это позволило бы наладить производство запчастей для разного рода техники и механизмов.

Все это требовало создания новой единой системы стандартов, в которой будет четко прописано требования и технические характеристики той или иной детали для конкретной фабрики или промышленности (отрасли) в целом. Вместе с этим и зародились такие термины, как допуски и посадки в машиностроении. Расчет размерных цепей, размеры, отклонения, погрешности — все это начало появляться и описываться в связи с потребностью введения стандартизации в промышленности.

Допуски и посадки необходимы для точного соединения деталей в машиностроении, а также в металлообработке. Сама идея введения нормативных понятий таких, как допуски и посадки нацелена на стандартизации и создание возможности изготовления взаимозаменяемых деталей для механизмов любой степени сложности конструкции.

Для того чтобы та или иная деталь подошла для определенного механизма, к ней выдвигаются определенные требования. Например, она должна быть изготовлена из определенного материала, иметь определенный радиус, толщину и скругление. Без этого деталь не может гарантированно подойти к тому или иному механизму.

Но точность данных требований зависит только от самих конструкций и механизмов, в которых они используются. Есть механизмы, где на счету будет каждая доля миллиметра (например, наручные часы), а есть те механизмы, где погрешность может составлять вплоть до нескольких миллиметров, а то и сантиметров.

Выполнение более точных деталей, чем требования к ним допустимо, ведь это не скажется отрицательно на качестве или функционировании конечного устройства. Однако это требует больших физических затрат на производство. Чем выше точность детали, тем сложнее ее изготовить.

Суть посадки лежит в системе отверстия — при соединении валов различного размера с отверстием образуются посадки или же соединением всех отверстий разного размера с одним основным валом.

Замечание 1

На практике в машиностроении изготовление двух идентичных деталей просто невозможно. Они в любом случае будут отличаться хоть на какой-то минимальный зазор. Поэтому к этому и не стремятся при производстве деталей. Для решения этой проблемы были введены так называемые классы точности. Это характеристика детали, которая указывает на точность соответствия размерам, приведенным на чертежах.

Чем выше этот самый класс — тем меньше отклонений должно быть у детали от указанного в чертежах значения. Допуск как раз и является одним из сопутствующих параметров. Он характеризует величину отклонений в размере. Он может быть только положительным, но размер детали, при этом, может отличаться от номинального как в большую, так и в меньшую сторону.

Таким образом, если фактический размер детали после обработки находится в пределах допусков (допустимых значений отклонений), то деталь считается пригодной к сборке.

В противном случае, сборка детали невозможна или может привести к несоответствиям полученного и ожидаемого результатов, что приводит к непригодности данной детали к использованию.

Все допуски и возможные отклонения выбираются исходя из потребностей к точности тех или иных деталей сборки. Именно поэтому наличие отклонения может плохо сказаться на окончательном результате.

Источник: https://spravochnick.ru/mashinostroenie/dopuski_i_posadki_v_mashinostroenii/

Система допусков и посадок в машиностроении

что такое допуски и посадки

Посадку деталей, т. е. получение нужного зазора или натяга между сопрягаемыми поверхностями, можно осуществить двумя способами: по системе отверстия и по системе вала.

Система допусков в машиностроении построена для сопряжений цилиндрических поверхностей, у которых сопрягаемым размером является диаметр. При этом охватывающей поверхностью служит отверстие, а охватываемой — сопрягаемый с ним вал.

В дальнейшем изложении эта система допусков употребляется применительно к сопрягаемым поверхностям, получаемым при фрезеровании, т. е.

стержням и пазам, и под словом «отверстие» подразумевается паз, а под словом «вал» — стержень.

Система отверстия

Чтобы осуществить нужную посадку, т. е. получить нужный зазор или натяг между валом и отверстием, можно назначить больший или меньший размер вала, оставляя размер отверстия неизменным. Если диаметр вала будет больше диаметра отверстия, получим натяг (неподвижную посадку); если диаметр вала будет меньше, получим зазор (свободную посадку).

Следовательно, оставляя для данного номинального диаметра предельные размеры отверстия одинаковыми при всех посадках одного и того же класса точности, осуществляем необходимую посадку за счет увеличения или уменьшения размеров вала, т. е.

осуществляем зазор или натяг. Такая система постоянного размера отверстия и изменяющегося размера вала называется системой отверстия. На рис.

схематически показано, при каких посадках получаются зазоры, а при каких — натяги по системе отверстия.

При системе отверстия на чертежах возле номинального размера отверстия ставят букву А с цифрой, показывающей класс точности: А1; А; А3; А4 и т. д., а возле номинального размера вала ставят букву, которая обозначает посадку, с цифрой, указывающей на класс точности. Например, Н2а; Х3; Ш4; Л5 и т. д.

Система вала.

Можно осуществить нужную посадку, т. е. получить нужный зазор или натяг между валом и отверстием, оставляя размер вала неизменным и назначая больший или меньший размер отверстия. Если диаметр отверстия назначим меньше диаметра вала, получим натяг (неподвижную посадку); если диаметр отверстия назначим большим, получим зазор (свободную посадку).

Следовательно, оставляя для данного номинального диаметра предельные размеры вала одинаковыми при всех посадках одного и того же класса точности, можно осуществить зазор или натяг, т. е. необходимую посадку за счет увеличения или умень­шения предельных размеров отверстия. Такая система постоянного размера вала и изменяющегося размера отверстия называется системой вала. На рис. 5, б схематически показано, при каких посадках получаются зазоры и натяги по системе вала.

При системе вала на чертежах возле номинального размера вала ставят букву В с цифрой, показывающей класс точности, например: В1; В; В2а; В3 и т. д., а возле размеров отверстия — букву, обозначающую посадку, с цифрой, указывающей на класс точности. Например: Н1; С2а; Х3; Л4 и т. д.

На большинстве отечественных машиностроительных заводов применяют систему отверстия. Это объясняется тем, что получе­ние различных размеров отверстия в зависимости от посадки для одного и того же номинального диаметра сложнее, так как для каждой посадки нужен свой мерный режущий инструмент, и, следовательно, это обходится дороже, чем получение различ­ных диаметров валов методом точения или шлифования без при­менения мерного инструмента.

Как уже указывалось, фрезеровщику редко приходится иметь дело с обработкой цилиндрических поверхностей (валов и отверстий). Чаще всего он занят обработкой пазов, канавок, высту­пов и т. п., при которой необходимо выдерживать размеры по длине, ширине, высоте, толщине и глубине. В этих случаях для чертежных обозначений размеров пазов, канавок, брусков, и т. п. пользуются теми же обозначениями, что и для валов и отверстий.

Система допусков.

Система допусков, принятая в СССР, обязательна для всех заводов и предприятий Советского Союза. Предельные отклонения в микронах (мк) для системы отверстия и системы вала всех классов точности и всех посадок приводятся в соответствующих таблицах, имеющихся в спра­вочниках, в том числе и в «Справочнике молодого фрезеровщика», изданном Профтехиздатом в 1962 г

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как определить передаточное число редуктора

Обозначение допусков на чертежах.

Если фрезеровщик видит на чертеже номинальный размер и возле него букву и цифры, т. е. условные обозначения системы допусков, посадки и класса точности, он еще не знает, какие отклонения в размере детали допустимы. Рабочий должен посмотреть в таблицу допусков и найти в ней предельные отклонения от номинального размера для данной системы, класса точности и посадки. После этого, лишь определив предельные размеры детали, он может приступить к обработке детали.

Иногда вместо условного обозначения посадки и класса точности рядом с номинальным размером ставят числовое обозначение отклонения от номинального размера.

На рис. 6 показано, как проставляются условные и числовые обозначения на рабочих чертежах в том и другом случаях.

В чертежах проставляют отклонения только на сопрягаемые размеры. Размеры, на которых не показаны отклонения, являются свободными и выполняются с допусками по 5-му или 7-му классам.

Кроме допусков на линейные размеры, на чертежах в случае необходимости проставляют допускаемые отклонения от геометрической формы — допускаемые неплоскостность, непараллельность или неперпендикулярность сопряженных поверхностей. Величина этих допусков выражается обычно в сотых долях миллиметра на 100 или 300 мм длины.

Так, допускаемая при фрезеровании данной детали неплоскостность обработанной поверхности в 0,02 мм на длине 100 мм обозначается на чертеже в необходимом месте 0,02: 100; точно так же допускаемая при фрезеровании другой детали непараллельность двух обработан­ных плоскостей в 0,03 мм на длине 300 мм обозначается на чертеже 0,03 :300.

Источник: https://mplast.by/encyklopedia/sistema-dopuskov-i-posadok-v-mashinostroenii/

Допуск и посадки в машиностроении

Метрология – это наука об измерениях, средствах и методах обеспечения их единства, а также способах достижения необходимой точности. Ее предметом является выделение количественной информации о параметрах объектов с заданной достоверностью и точностью. Нормативная база для метрологии – это стандарты. В данной статье нами будет рассмотрена система допусков и посадок, являющаяся подразделом этой науки.

Понятие о взаимозаменяемости деталей

На современных заводах тракторы, автомобили, станки и другие машины производятся не единицами и не десятками, а сотнями и даже тысячами. При таких объемах производства весьма важно, чтобы каждая изготавливаемая деталь или узел при сборке точно подходили к своему месту без дополнительных слесарных подгонок.

Ведь такие операции довольно трудоемки, дорогостоящи и занимают много времени, что при массовом производстве не допустимо. Не менее важным является то, чтобы детали, поступающие на сборку, допускали замену на другие общего с ними назначения, без какого-либо ущерба для функционирования всего готового агрегата.

Такая взаимозаменяемость частей, узлов и механизмов называется унификацией. Это весьма важный момент в машиностроении, он позволяет экономить не только затратную часть на проектировку и изготовление деталей, но и время производства, кроме того, упрощается ремонт изделия в результате его эксплуатации.

Взаимозаменяемость – это свойство узлов и механизмов занимать свои места в изделиях без предварительного подбора и выполнять свои основные функции в соответствии с техническими условиями.

Две детали, неподвижно или подвижно соединяемые между собой, называют сопрягаемыми. А величину, по которой осуществляется это сочленение, принято называть сопрягаемым размером. В качестве примера можно привести диаметр отверстия в шкиве и соответствующий ему диаметр вала.

Величину, по которой не происходит соединение, принято называть свободным размером. Например, наружный диаметр шкива. Для обеспечения взаимозаменяемости сопрягаемые величины деталей всегда должны иметь точное исполнение. Однако подобная обработка весьма сложна и зачастую нецелесообразна.

Поэтому в технике применяется способ получения взаимозаменяемых частей при работе с так называемой приближенной точностью. Он заключается в том, что для разных условий работы узлы и детали задают допустимые отклонения их размеров, при которых возможно безукоризненное функционирование данных частей в агрегате.

Такие отступы, рассчитанные для разнообразных условий работы, построены в заданной определенной схеме, ее название — «единая система допусков и посадок».

Понятие о допусках. Характеристика величин

Расчетные данные детали, поставляемые на чертеже, от которого производится отсчет отклонений, принято называть номинальным размером. Обычно эта величина выражается в целых миллиметрах. Размер детали, который фактически получается при обработке, называется действительным.

Величины, между которыми колеблется этот параметр, принято называть предельным. Из них максимальный параметр — это наибольший предельный размер, а минимальный – наименьший. Отклонения – это разность между номинальной и предельной величиной детали.

На чертежах этот параметр принято обозначать в числовой форме при номинальном размере (верхнее значение указывается выше, а нижнее — ниже).

Если на чертеже указано значение 40+0,15-0,1, то это означает, что номинальный размер детали — 40 мм, наибольший предел — +0,15, наименьший — –0,1. Разницу между номинальной и максимальной предельной величиной называют верхним отклонением, а между минимальным – нижним.

Отсюда легко определяются фактические значения. Из данного примера следует, что наибольшая предельная величина будет равна 40+0,15=40,15 мм, а наименьшая: 40-0,1=39,9 мм. Разность между наименьшим и наибольшим предельными размерами называют допуском.

Вычисляется следующим образом: 40,15-39,9=0,25 мм.

Зазоры и натяги

Рассмотрим конкретный пример, где допуски и посадки имеют ключевое значение. Предположим, что нам необходимо деталь с отверстием 40+0,1 насадить на вал с размерами 40-0,1-0,2.

Из условия видно, что диаметр при всех вариантах будет меньше отверстия, а значит при таком соединении обязательно возникнет зазор. Такую посадку принято называть подвижной, т. к. вал свободно будет вращаться в отверстии.

Если размер детали будет 40+0,2+0,15, тогда при любом условии она будет больше диаметра отверстия. В таком случае вал необходимо запрессовывать, и в соединении возникнет натяг.

Выводы

На основании вышеизложенных примеров можно сделать следующие заключения:

  • Зазором называется разность между действительными размерами вала и отверстия, когда последние больше первого. При таком соединении детали имеют свободное вращение.
  • Натягом принято называть разницу между действительными размерами отверстия и вала, когда последний больше первого. При таком соединении детали запрессовываются.

Посадки и классы точности

Посадки принято разделять на неподвижные (горячая, прессовая, легкопрессовая, глухая, тугая, плотная, напряженная) и подвижные (скользящая, ходовая, движения, легкоходовая, широкоходовая). В машино- и приборостроении существуют определенные правила, которые регламентируют допуски и посадки. ГОСТ предусматривает определенные классы точности при изготовлении узлов с использованием заданных отклонений в размерах.

Из практики известно, что детали дорожных и сельскохозяйственных машин без вреда для их функционирования могут быть изготовлены с меньшей точностью, чем для токарных станков, измерительных приборов, автомобилей. В связи с этим допуски и посадки в машиностроении имеют десять различных классов точности.

Самые точные из них — это первые пять: 1, 2, 2а, 3, 3а; следующие два относятся к средней точности: 4 и 5; а три последних к грубым: 7, 8 и 9.

Для того чтобы узнать, по какому классу точности следует изготовить деталь, на чертеже рядом с литерой, означающей посадку, ставят цифру, указывающую этот параметр.

Например, маркировка С4 означает, что тип скользящий, класс 4-й; Х3 – тип ходовый, класс 3-й. Для всех посадок второго класса цифровое обозначение не ставится, так как он наиболее распространен.

Получить подробную информацию о данном параметре можно из двухтомного справочника «Допуски и посадки» (Мягков В. Д., 1982 год издания).

Система вала и отверстия

Допуск и посадки принято рассматривать в качестве двух систем: отверстия и вала. Первая из них характеризуется тем, что в ней все типы с одной степенью точности и класса относятся к одному номинальному диаметру. Отверстия имеют постоянные значения предельных отклонений. Разнообразие посадок в такой системе получается в результате изменения предельного отклонения вала.

Вторая из них характеризуется тем, что все типы с одной степенью точности и класса относятся к одному номинальному диаметру. Вал имеет постоянные значения предельных отклонений. Разнообразие посадок осуществляется в результате изменения значений предельных отклонений отверстий. На чертежах системы отверстий принято обозначать литерой А, а вала – литерой В. Возле буквы ставится знак класса точности.

Если на чертеже указано «30А3», то это значит, что рассматриваемую деталь необходимо обработать системе отверстия третьего класса точности, если будет указано «30А», значит по той же системе, но второго класса. Если допуск и посадки изготавливаются по принципу вала, то у номинального размера указывают необходимый тип. Например, деталь с обозначением «30В3» соответствует обработке по системе вала третьего класса точности.

В своей книге М. А. Палей («Допуски и посадки») объясняет, что в машиностроении принцип отверстия применяется чаще, чем вала. Это связано с тем, что он требует меньших затрат на оснастку и инструменты.

Например, для того чтобы обработать отверстие заданного номинального диаметра по этой системе, для всех посадок данного класса необходима только одна развертка, для изменения диаметра – одна предельная пробка.

При системе вала для обеспечения каждой посадки в рамках одного класса необходимы отдельная развертка и отдельная пробка.

Допуски и посадки: таблица отклонений

Для определения и выбора классов точности принято пользоваться специальной справочной литературой. Так, допуски и посадки (таблица с примером приведена в этой статье) являются, как правило, весьма малыми величинами. Для того чтобы не писать лишние нули, в литературе их обозначают в микронах (тысячных долях миллиметра).

Один микрон соответствует 0,001 мм. Обычно в первой графе такой таблицы указывают номинальные диаметры, а во второй – отклонения отверстия. Остальные графы приводят различные величины посадок с соответствующими им отклонениями.

Знак «плюс» возле такого значения показывает, что его следует прибавить к номинальному размеру, знак «минус» – что его необходимо вычесть.

Резьбы

Допуск и посадки резьбовых соединений должны учитывать тот факт, что резьба сопрягается только по сторонам профиля, исключение могут составлять только паронепроницаемые типы. Поэтому основной параметр, который определяет характер величин отклонений, — это усредненный диаметр.

Допуск и посадки для наружного и внутреннего диаметра устанавливают так, чтобы полностью исключить вероятность защемления по впадинам и вершинам резьбы. Погрешности уменьшения наружного размера и увеличения внутренней величины не повлияют на процесс свинчивания.

Однако отклонения в шаге резьбы и угле профиля приведут к заклиниванию крепежной детали.

Допуски резьбы с зазором

Наиболее распространенными являются допуск и посадки с зазором. В таких соединениях номинальное значение среднего диаметра равно наибольшей средней величине резьбы гайки. Отклонения принято отсчитывать от линии профиля перпендикулярно оси резьбы. Это определено ГОСТом 16093-81.

Допуски для диаметра резьбы гаек и болтов назначаются в зависимости от заданной степени точности (обозначается числом). Принят следующий ряд значений этого параметра: д1=4, 6, 8; д2=4, 6, 7, 8; Д1=4, 6, 7, 8; Д2=4, 5, 6, 7. Допуски для них не устанавливаются.

Размещение полей диаметра резьбы относительно значения номинального профиля способствует определению основных отклонений: верхние для наружных значений болтов и нижние для внутренних величин гаек. Эти параметры напрямую зависят от точности и шага соединения.

Допуски, посадки и технические измерения

Для производства и обработки деталей и механизмов с заданными параметрами токарю приходится использовать разнообразные измерительные инструменты. Обычно для грубых замеров и проверки размеров изделий используют линейки, кронциркули и нутромеры. Для более точных измерений — штангенциркули, микрометры, калибры и т. д. Что представляет собой линейка, знает каждый, поэтому не будем на ней останавливаться.

Кронциркуль – это простой инструмент для измерений наружных величин обрабатываемых деталей. Он состоит из пары поворотных изогнутых ножек, закрепленных на одной оси. Еще существует пружинный вид кронциркуля, его выставляют на необходимый размер с помощью винта и гайки. Такой инструмент немного удобнее простого, т. к. сохраняет заданную величину.

Нутромер предназначен для снятия внутренних замеров. Бывает обычного и пружинного типа. Устройство этого инструмента схоже с кронциркулем. Точность приборов составляет 0,25 мм.

Штангенциркуль – это более точное приспособление. Им можно измерять как наружные, так и внутренние поверхности обрабатываемых деталей. Токарь при работе на токарном станке использует штангенциркуль для снятия замеров глубины выточки либо уступов. Этот измерительный инструмент состоит из штанги с делениями и губками и рамки со второй парой губок. С помощью винта рамка фиксируется на штанге в необходимом положении. Точность измерений составляет 0,02 мм.

Штангенглубиномер – этот прибор предназначен для замеров глубины канавок и выточек. Кроме того, инструмент позволяет определять правильное положение уступов по длине вала. Устройство данного приспособления сходно со штангенциркулем.

Микрометры применятся для точного определения диаметра, толщины и длины обрабатываемой детали. Они дают отсчет с точностью до 0,01 мм. Измеряемый объект располагается между микрометрическим винтом и неподвижной пяткой, регулировка осуществляется путем вращения барабана.

Нутромеры служат для проведения точных измерений внутренних поверхностей. Существуют постоянные и раздвижные приборы. Эти инструменты представляют собой стержни с измерительными шаровыми концами. Расстояние между ними соответствует диаметру определяемого отверстия. Пределы измерений для нутромера составляют 54-63 мм, при наличии дополнительной головки можно определять диаметры до 1500 мм.

Источник: https://FB.ru/article/144716/dopusk-i-posadki-v-mashinostroenii

Допуски и посадки в метрологии — новости СНТА

Каждый день мы сталкиваемся с измерениями: оцениваем температуру воздуха и уровень влажности, определяем рост и массу тела, следим за временем. Измерения проникают во все сферы нашей жизни. С ними напрямую связана деятельность любого предприятия, особенно промышленных и инженерных.

От того, насколько верно сконструирован прибор, насколько правильно произведены расчеты, будет зависть его функционирование и нередко – безопасность для человека и окружающей среды. Специалисты-конструкторы и ученые должны четко понимать, какими возможностями обладает измерительная техника. Это необходимо, чтобы контролировать производственные процессы и решать задачи взаимозаменяемости узлов и деталей.

С каждым днем требования к точности измерений становятся жестче. Обеспечением единства измерений занимается метрология.

Допуски и посадки в метрологии

Надежность оборудования зависит от многих факторов. Самым важным является правильный выбор посадок, допусков форм, размещения поверхностей деталей и степень их шероховатости. Готовое изделие представляет собой «группу» связанных другом элементов.

Расхождения в размерах, осях, форме или поверхности у одной детали неизбежно приводит к таким же дефектам у другой детали.

Подобные недостатки всегда суммируются, что становится причиной нарушения в работе всего механизма, быстрого изнашивания элементов, падения безошибочности функционирования подвижных связей, неравномерного распределения нагрузки.

Допуск в технике – это разность между максимальным и минимальным допустимым параметром конкретного размера. Другими словами, под допуском понимают алгебраическую разницу между нижним и верхним отклонением. Чем ниже допуск, тем надежнее изделие.

Посадка в технике – это характер соединения отдельных элементов, который определяется величиной зазоров или натягов. Посадка показывает, насколько свободно детали будут двигаться относительно друг друга и с какой силой сопротивляться взаимному сдвигу. Тип посадки зависит от величины и местонахождения полей допусков отверстия и вала.

Таблица допусков и посадок в метрологии

В 1977 году была принята единая система допусков и посадок. Она создана на основе многочисленных технических изысканий и экспериментов. ЕСДП предназначена для определения оптимального значения допусков и посадок при конструировании надежного соединения деталей различных механизмов.

Система создана с учетом требований, установленных Международной организацией по стандартизации. Ее рекомендации направлены на то, чтобы значения допусков и посадок, действующие в разных странах, в конечном счете были заменены на единые.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое технологическая база

Такой процесс нужен для международной кооперации сферы машиностроения.

Согласно ЕСДП, максимальные отклонения и допуски для разных размеров устанавливаются при температуре воздуха +20 С. Чтобы определить значение, необходимо использовать специальные справочные таблицы.

Допустимые отклонения – это очень маленькие величины. В таблицах допусков они обозначаются в микронах (1 мк = 0,001 мм). Посадка обозначается как дробь: числителем является поле допуска отверстия, а знаменателем – поле допуска вала.

Как пользоваться метрологической таблицей допусков и посадок?

Рассмотрим на примере Таблицы класса точности 07 для отверстий.

В первой колонке прописан номинальный диаметр отверстия. Во второй – допустимое отклонение, выраженное в микронах. В остальных колонках указаны посадки и соответствующие им отклонения. Если у числа стоит знак «плюс», это значит, что отклонение и номинальный размер суммируются. Знак «минус» говорит о том, что из номинального размера требуется вычесть показатель отклонения.

Система допусков и посадок облегчает использование точных параметров конкретной детали, давая инженерам и конструкторам минимально необходимые, но достаточные возможности для проектирования и разработки деталей и элементов.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник: https://www.snta.ru/press-center/metrologiya-tablitsa-dopuski-i-posadki/

Таблица допусков и посадок валов и отверстий для производства

Всем привет! Сегодня наша тема таблица допусков и посадок валов и отверстий ведь это нам пригодится при подборе допусков на сопрягаемые детали такие как вал и то что на него будет одеваться, подшипник, корпус, стакан и др.

Таблица допусков и посадок валов и отверстий

Я вам скажу, что тут особо и разговаривать то нечем но в прочем конечно надо вам наверное объяснить как пользоваться таблицей допусков и посадок валов и отверстий.

И так вы видите на этой таблице (если нажмете на нее курсором мыши) что в таблице допусков указанной на рисунке обозначены два раздела система допусков отверстия и система допусков вала, то есть в зависимости, что вы проектируете вал или деталь с отверстием (например при  сверлении отверстий)  той частью таблицы и пользуйтесь.

Как пользоваться таблицей допусков и посадок для валов и отверстий

Как видите в левой части таблицы указаны размеры диаметра отверстия и вала если у вас есть вал вы меряете его размер и в зависимости какая посадка вам надо выбираете ее используя верхнюю колонку и квалитет точности. Но вот вопрос, что это за буковки в верхней части таблицы допусков и посадок валов и отверстий? Как ими пользоваться, а вот и расшифровка данных символов:

  1.  А — отклонение отверстия/вала
  2. Пр — прессовая посадка
  3. П — плотная посадка
  4. Г — глухая посадка
  5. Н — напряженная посадка
  6. С — скользящая посадка
  7. Д — посадка движения
  8. Х — ходовая посадка
  9. Л — легко ходовая посадка
  10. Ш — широко ходовая посадка

Поля допусков отверстий и валов таблица

И так , что такое поля допусков отверстий и валов в таблице выше. Посмотрим на рисунок и все станет понятно.

И что мы видим? Да именно это вал входит в отверстие, какой то втулки. В зависимости какие цели мы преследуем, а именно какой вид посадки мы хотим получить в итоге после их сопряжения выбирается необходимы допуск. Причем не только для вала но и для отверстия.

Например если мы хотим иметь посадку с натягом, то отверстие должно быть меньше вал. Но учтите, что просто так вы его туда не засандалите :). Придется прибегнуть либо к помощи пресса либо нагреть втулку или на худой конец охладить вал в жидком азоте.

Исходя из наших потребностей открываем умные книжки и таблицы допусков и посадок и выбираем нужные предельные отклонения, после задаем их на чертеже детали. Это необходимо для того, что бы чтение чертежей инженером который будет писать технологию на данный узел не превратилось в сложный ребус :).

Полезный софт для расчета допусков

Еще чуть не забыл. Если вам лень лазить по таблице и выбирать допуска, то вам поможет отличная программа для выполнения этой рутинной работы. Вот как она выглядит

Самое интересное, что она написана в обычном файле программы  Excel. И для получения результата необходимо лишь заполнить два поля обозначенных желтым цветом. Качайте программу с моего блога абсолютно бесплатно. От вас только требуется посмотреть данное видео . Заодно это будет вашим спасибо!

Читайте еще:  Микрометр. Виды и назначение микрометра.

Посмотрите видео про таблицу допусков

Вот собственно и все посадки. О каждой из них мы поговорим в моей следующей статье про допуски и посадки, а пока на этом мы и закончим. Да кстати качество изображения на котором указана таблица допусков и посадок валов и отверстий в хорошем качестве так, что ее можно скачать абсолютно бесплатно нажав правую кнопку мыши и сохранить какКачайте, печатайте и пользуйтесь :). А мне пора много дел.

С вам был Андрей ! Читайте мои статьи!

Источник: http://mextexnologii.ru/metrologiya-i-izmereniya/tablica-dopuskov-i-posadok-valov-i-otverstij/

Допуски и посадки соединений

При изготовлении деталей, которые будут иметь сопряжения друг с другом, конструктор учитывает тот факт, что эти детали будут иметь погрешности и идеально друг к другу не подойдут. Конструктор заранее определяет в каком диапазоне допустимы погрешности.

Устанавливается по 2 размера для каждой сопрягаемой детали, минимальное и максимальное значение. Внутри данного диапазона и должен находиться размер детали. Разность между наибольшим и наименьшим предельными  размерами называются допуском.

Особенно критично важными допуски проявляют себя при проектировании размеров посадочных мест для валов и размеров самих валов.

Максимальный размер детали или верхнее отклонение ES, es — разность между наибольшим и номинальным размером.

Минимальный размер или нижнее отклонение EI, ei — разность между наименьшим и номинальным размером.

Виды посадок отверстие — вал

Посадки делят на 3 группы в зависимости от подобранных полей допусков для вала и отверстия:

Поля допусков для посадок

Для каждой выше описанной группы есть ряд полей допусков в соответствии с которыми изготовляют группу сопряжения вал — отверстие. Каждое отдельно взятое поле допуска решает свою определенную задачу в определенной области промышленности, поэтому их так много. Ниже приведена картинка видов полей допусков:

Основные отклонения отверстий обозначаются прописными буквами, а валов — строчными.

Для образования посадки вал — отверстие существует правило. Смысл этого правила следующий — основные отклонения отверстий равны по величине и противоположны по знаку основным отклонениям валов, обозначенной той же буквой.

Исключение составляют соединения предназначенные для прессования или клепания. В этом случае для поля допусков вала подбирается ближайшее значение поля допусков отверстия.

Совокупность допусков или квалитет

Квалитет — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

Квалитет заключает в себе смысл, что обрабатываемые детали попадают в один класс точности, не зависимо от их размера, при условии если изготовление разных деталей ведется  на одном и том же станке, и при одинаковых технологических условиях, одинаковыми режущими инструментами.

Установлено 20 квалитетов (01, 0 — 18).

Самые точные квалитеты применяют для изготовления образцов мер и калибров — 01, 0, 1, 2, 3, 4.

Квалитеты применяемые для изготовления сопрягаемых поверхностей должны быть достаточно точными, но в обычных условиях особой точности не требуется, поэтому для этих целей применяют с 5 по 11 квалитеты.

С 11 по 18 квалитеты не особо точные и их применение ограничено при изготовлении несопрягаемых деталей.

Ниже приведена таблица точности по квалитетам.

Отличие допусков от квалитетов

Отличия все же есть. Допуски — это теоретические отклонения, поле погрешности в пределах которого нужно изготовить вал — отверстие, в зависимости от назначения, размера вала и отверстия. Квалитет же  — это степень точности изготовления сопрягаемых поверхностей вал — отверстие, это фактические отклонения, зависящее от станка или метода доведения поверхности сопрягаемых деталей до конечной стадии.

Например. Нужно изготовить вал и посадочное место под него — отверстие с полем допуска H8 и h8 соответственно с учетом всех факторов, таких как диаметр вала и отверстия, условия работы, материал изделий. Диаметр вала и отверстия возьмем 21мм. При допуска H8 поле допуска 0 +33мкм и h8 + -33мкм. для того чтобы попасть в это поле допуска нужно выбрать квалитет или класс точности изготовления.

Учтем что при изготовлении нап станке неравномерность изготовления детали может отклоняться как в положительную, так и в отрицательную сторону, поэтому с учетом поля допуска H8 и h8 был 33/2 = 16,5мкм. Данному значению соответствуют все квалитеты по 6 включительно. Следовательно выбираем станок и способ обработки такой, который позволяет добиться класса точности соответствующий 6 квалитету.

Источник: http://www.m-deer.ru/tehnologiya/dopuski.html

Допуски и посадки. Основные определения

Свойство независимо изготовленных деталей (или узлов) занимать свое место в узле (или машине) без дополнительной обработки их при сборке и выполнять свои функции в соответствии с техническими требованиями к работе данного узла (или машины)
Неполная или ограниченная взаимозаменяемость определяется подбором или дополнительной обработкой деталей при сборке

Система отверстия

Совокупность посадок, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием (отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю)

Система вала

Совокупность посадок, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом (вал, верхнее отклонение которого равно нулю)

В целях повышения уровня взаимозаменяемости изделий, сокращения номенклатуры нормального инструмента установлены поля допусков валов и отверстий предпочтительного применения.
Характер соединения (посадки) определяется разностью размеров отверстия и вала

Термины и определения по ГОСТ 25346

Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения

Действительный размер — размер элемента, установленный измерением

Предельные размеры — два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер

Наибольший (наименьший) предельный размер — наибольший (наименьший) допустимый размер элемента

Номинальный размер — размер, относительно которого определяются отклонения

Отклонение — алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером

Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами

Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения

Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами
ES — верхнее отклонение отверстия; es — верхнее отклонение вала

Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами
EI— нижнее отклонение отверстия; ei — нижнее отклонение вала

Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии

Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз

Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижними отклонениями
Допуск — это абсолютная величина без знака

Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок. (В дальнейшем под термином «допуск» понимается «стандартный допуск»)

Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии

Квалитет (степень точности) — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров

Единица допуска i, I — множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска
i — единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I — единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм

Вал — термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы

Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы

Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю

Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю

Предел максимума (минимума) материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший (наименьший) объем материала, т.е. наибольшему (наименьшему) предельному размеру вала или наименьшему (наибольшему) предельному размеру отверстия

Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки

Номинальный размер посадки — номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение

Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение

Зазор — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала

Натяг — разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия
Натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстия и вала

Посадка с зазором — посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала

Посадка с натягом — посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала

Переходная посадка — посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично

Посадки в системе отверстия

— посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия

Посадки в системе вала

— посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала

Нормальная температура — допуски и предельные отклонения, установленные в настоящем стандарте, относятся к размерам деталей при температуре 20 град С

Смотри также:

Источник: http://razvitie-pu.ru/?page_id=6430

Допуски и посадки, точность обработки на станках

Требования в отношении точности обработки детали могут быть весьма различными; они зависят от назначения детали в конструкции машины и от тех технических условий, которым должна удовлетворять машина в целом.

Нет никакой необходимости изготовлять точно поверхности деталей, которые не сопрягаются с другими деталями, например: наружные поверхности станин, рам и т. п.; размеры этих поверхностей могут колебаться в значительных пределах.

Наоборот, поверхности сопряжения с совместно работающей деталью должны обрабатываться весьма точно.

Но высокие требования в отношении точности деталей снижают производительность оборудования, увеличивают брак в производстве и значительно повышают себестоимость деталей.

Поэтому следует предъявлять требования высокой точности обработки только в тех случаях, когда это вызывается условиями работы машины, и ограничиваться точностью, необходимой для нормальной работы детали в собранной машине.

Недостаточная точность ухудшает качество машины, но в то же время излишняя точность удорожает машину, и в тех случаях, где это не требуется по характеру конструкции, получится отрицательный результат: выпуск продукции за тот же период будет меньше и стоимость её выше.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  3 что такое программа

Взаимозаменяемость

Получить размеры при обработке одинаково точные в обычных производственных условиях не представляется возможным; поэтому допускается изготовление размеров деталей с некоторыми колебаниями в определённых границах, обеспечивающих взаимозаменяемость деталей.

Взаимозаменяемыми называют детали, которые подходят к своему месту в машине без всякой пригонки и которые работают при этом так, как это необходимо для правильного действия машины.

Основное требование взаимозаменяемости заключается в том, чтобы детали работали в машине нормально без подгонки их по месту.

Технико-экономическое значение принципа взаимозаменяемости весьма велико. Избавляясь от ручной обработки, устраняя необходимость ручной подгонки деталей по месту, механизируя весь процесс изготовления деталей, мы тем самым упрощаем, удешевляем и ускоряем производство.

Точно так же взаимозаменяемость частей даёт возможность быстро, легко,- просто и дёшево производить ремонт машин во время эксплуатации, так как в этом случае не требуется при замене старой, износившейся или поломанной детали никакой пригонки: новая деталь ставится на место старой без всякой пригонки.

Такие машины, как: велосипед, швейная машина, пишущая машина, мотоцикл, автомобиль получили широкое применение только благодаря тому, что замена деталей может быть осуществлена без всяких затруднений самим потребителем.

Изготовление взаимозаменяемых деталей с получением окончательных размеров и форм их на механических станках даёт возможность вести производство отдельных деталей (или отдельных механизмов) в различных местах и в разное время, выполняя сборку всей машины отдельно в специальных сборочных мастерских.

Кроме того, обработка деталей по принципу взаимозаменяемости вследствие упрощения производственного процесса не требует высокой квалификации рабочего.

Работа по принципу взаимозаменяемости производится в серийном и. массовом производстве, где вследствие повторяемости процессов изготовления одних и тех же деталей затраты на необходимые для осуществления этого принципа средства производства дают такой технико-экономический эффект, который с значительной выгодой окупает их.

Допуски

Ввиду того, что получить во всех случаях одинаково точные размеры деталей не представляется возможным, как уже отмечалось, допускается изготовление деталей с размерами, имеющими разницу в определённых, ограниченных пределах, гарантирующих их, взаимозаменяемость.

Таким образом одни и те же детали могут иметь размеры, несколько отличающиеся один от другого, причём колебание их будет находиться в определённых границах — между наибольшим предельным размером (верхним) и наименьшим предельным размером (нижним).

Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском.

Допуск определяет величину колебания точности в обработке отверстия или вала (допуск отверстия или допуск вала).

Если, например, необходимо изготовить отверстие, размер которого на чертеже обозначен 65 мм, то наибольший предельный размер может быть 65,030 мм, а наименьший 65,000 мм\ разность между этими размерами, определяющими границы, в которых могут колебаться их величины, равная 0,030 мм, будет выражать допуск на неточность обработки.

Размер, обозначаемый на чертеже в круглых единицах (в данном примере — 65 мм), называется номинальным размером.

Номинальный размер есть основной расчётный размер он получается в результате расчёта вала на действующие на него усилия (изгиб, кручение и т. д.), после округления полученных при расчёте теоретических величин до целых миллиметров или до ближайшей «круглой» цифры 5 или 10.

Фактический или действительный размер, полученный при обработке, будет находиться где-то между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Действительным размером называется тот, который получается непосредственным измерением.

Отклонения

Разность между каким-либо предельным размером и номинальным размером называется отклонением.

Верхним отклонением называется разность между наибольшим предельным размером и номинальным размером.

Нижним отклонением называется разность между наименьшим размером и номинальным размером (ОСТ 1001).

В приведённом примере, на странице допусков, верхнее отклонение будет равно

65,030-65=0,030 мм, нижнее отклонение будет равно 65,000—65=0.

Системы расположения допусков

Величина допуска по отношению номинального размера может быть расположена по-разному.

Допуск может идти на увеличение или уменьшение номинального размера, т. е. идти в одну сторону от номинального размера (фиг. 22);

например, номинальный размер — 66 мм., наибольший предельный размер — 65,030 мм, наименьший предельный размер 66,000 мм, допуск 0,030 мм идёт в одну сторону от номинального размера.

Такая система расположения допусков называется несимметричной односторонней (так как допуск откладывается несимметрично по отношению номинального размера и в одну сторону от него).

В графическом изображении расположения допусков линия номинальных размеров называется нулевой линией.

Та же величина допуска может идти по обе стороны от номинального размера, причём она может быть расположена равными частями по обе стороны номинального размера (фиг. 23), или неравным (фиг.24);

в том же примере величина допуска 0,030 мм может быть расположена поровну от номинального размера — 66 мм, таким образом 0,015 мм идёт в сторону увеличения и 0,016 мм в сторону уменьшения номинального размера, т. е. наибольший предельный размер будет 65,015 мм и наименьший — 64,985 мм. Та же величина допуска 0,030 мм может быть расположена и не поровну от номинального размера — 65 мм — следующим образом:

0,020 мм идёт в сторону увеличения номинального размера, а 0,010 мм — в сторону уменьшения, т. е. наибольший предельный размер будет 65,020 мм и наименьший — 64,990 мм.

Фиг. 22. Несимметричная односторонняя система допусков.

Фиг. 23. Симметричная система допусков.

Фиг. 24. Несимметричная двусторонняя система допусков.

Если величина допуска располагается по обе стороны от номинального размера равными частями, то такая система расположения допусков называется симметричной системой; если же величина допуска располагается неравными частями по обе стороны от номинального размера, то такая система расположения допусков называется несимметричной двусторонней системой.

Различное расположение величины допуска не влияет на трудность работы; трудность выполнения размеров зависит не от расположения допуска по отношению номинального размера, а от абсолютной величины допуска.

Посадки

Соединяя вал и отверстие одного и того же номинального размера, можно получить в зависимости от величины зазора или натяга различный характер соединения, называемый посадкой.

«Посадка определяет характер соединения двух вставленных одна в другую деталей и обеспечивает в той или иной степени, за счёт разности фактических размеров, свободу их относительного перемещения или прочность их неподвижного соединения»

Таким образом посадка в зависимости от того, будет ли зазор или натяг и в зависимости от их величин даёт возможность валу свободно двигаться в отверстии или, наоборот, даёт неподвижное соединение вала с отверстием. Все посадки в связи с этим разделяют на две основные группы:

1) посадки подвижные, обеспечивающие возможность относительного перемещения соединённых деталей во время их работы; эта возможность обеспечивается наличием зазоров;

2) посадки неподвижные, при которых соединённые детали во время их работы не должны перемещаться одна относительно другой, что достигается наличием натягов.

Каждая из этих двух основных групп подразделяется на ряд отдельных посадок, характеризующихся большим или меньшим натягом (посадки неподвижные), или большим или меньшим зазором (посадки подвижные); соответственно характеру, им и даны названия. Располагая посадки в таком порядке, что первая в группе неподвижных будет с наибольшим натягом, а последняя в группе подвижных с наибольшим зазором, получим ряд, в который входит двенадцать посадок:

Неподвижные посадки

1) горячая посадка,

2) прессовая посадка,

3) легко-прессовая посадка,

4) глухая посадка,

5) тугая посадка,

6) напряжённая посадка,

7) плотная посадка.

Подвижные посадки

1) посадка скольжения,

2) посадка движения,

3) ходовая посадка,

4) легко-ходовая посадка,

5) широко-ходовая посадка.

К группе подвижных относится посадка скольжения, которая по своему характеру находится на границе посадок неподвижных и подвижных; у ней наименьший зазор равен нулю. В нашей системе эта посадка отнесена к подвижным потому, что в среднем у неё имеется зазор.

Классы точности

Для того чтобы иметь возможность производить обработку деталей одного и того же размера с различными допусками в зависимости от характера и назначения этих деталей, системы допусков составляют из нескольких классов точности обработки.

Классам точности придают названия и порядковый номер; номер возрастает по мере убывания степени точности.

Таким образом первый класс является самым точным (весьма точный, очень точный), второй класс служит для точных работ (точный), третий класс — для работ средней или обыкновенной точности (средний); для более грубых работ применяются классы точности 4, 5, 6, 7, 8, 9 в порядке убывания степеней точности. Число классов в разных системах допусков бывает различное. В нашей системе ОСТ — 9 классов точности, причём 6-й класс временно не установлен; в германской системе DIN — 4 класса точности.

Каждый класс охватывает несколько посадок; число посадок в низших классах обычно меньше, чем в высших, исходя из того, что точность большого количества градаций не имеет смысла.

Второй класс является основным и в него входят все посадки. Это особое значение данного класса отмечено тем, что условное обозначение его на чертежах не ставится.

Точность обработки по тому или другому классу достигается на различных станках и разными способами.

Значение приспособлений для точности обработки

Для точности обработки деталей имеют большое значение приспособления широко применяемые в серийном и массовом производстве.

При пользовании приспособлением для обработки исключается необходимость в разметке деталей — операции дорогой, вносящей погрешности и зависящей от индивидуальных качеств разметчика.

Применение приспособлений обеспечивает точность обработки, и притом наиболее одинаковую для всех деталей, обрабатываемых с их помощью; благодаря этому в наибольшей степени обеспечивается соблюдение принципа взаимозаменяемости.

Помимо этого применение приспособлений, ускоряющих установку деталей и сокращающих время на измерение деталей, даёт возможность значительно сократить вспомогательное время, которое иногда достигает больших размеров и превышает основное время.

Для получения надлежащей точности размеров детали, обрабатываемой при помощи приспособления, необходимо, чтобы само приспособление было изготовлено весьма точно и чтобы нарастания погрешностей при обработке не происходило из-за неточности отдельных элементов приспособления.

В связи с этим необходимо при назначении допусков на размеры приспособлений давать такие пределы отклонений для размеров приспособлений, которые будут в два раза меньше соответственных пределов отклонений для обрабатываемой детали.

Необходимая точность обработки детали в таком случае будет обеспечена.

Источник: https://tehnologija-obrabotki-metallov.ru/dopuski-i-posadki.html

7.1. Допуски и посадки

Система допусков и посадок служит для обеспечения взаимозаменяемости деталей. При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности соединения. Для круглых тел охватывающая поверхность — отверстие, а охватываемая — вал.

Зазор — положительная разность между диаметрами отверстия и вала, характеризующая возможность относительного перемещения соединяемых деталей.

Натяг — отрицательная разность между диаметрами отверстия и вала до сборки, характеризующая степень сопротивления смещению одной детали относительно другой после их сборки. Посадка — характер соединения деталей, определяемый разностью между диаметрами отверстия и вала.

Допуск — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Поле допуска — зона между наибольшим и наименьшим предельными размерами; верхняя граница поля допуска соответствует наибольшему, а нижняя — наименьшему предельному размеру.

Посадки подразделяют на:

  • посадки с зазором (ходовая посадка);
  • посадки с натягом (неподвижные посадки);
  • переходные посадки.

Наименьший зазор — разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала. Наибольший зазор — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

Наибольший натяг — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия. Наименьший натяг — разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия.

Посадки с нижним отклонением отверстия, равным нулю, составляют систему отверстия. Посадки с верхним отклонением вала, равным нулю, составляют систему вала.

Основные требования к посадкам подшипников качения

Расчетный ресурс подшипника качения может быть обеспечен при правильном выборе характера сопряжения колец с валом и корпусом, то есть при правильном выборе посадок, класса шероховатости и отклонений от геометрической формы посадочных поверхностей. Подшипники качения устанавливаются на валу по системе отверстия, а в корпусе — по системе вала.

Момент трения качения, стремящийся сдвинуть кольцо подшипника относительно посадочного места, обычно меньше момента трения на посадочных поверхностях. Следует обеспечить сохранение точности формы дорожек качения в результате посадки с натягом.

Для выбора посадок большое значение имеет направление действия нагрузки относительно кольца подшипника. Если кольцо подшипника находится в покое относительно направления действия нагрузки, такую нагрузку принято называть местной.

Если кольцо подшипника вращается по отношению к направлению действия нагрузки, то такую нагрузку принято называть циркуляционной. В данном случае кольцо воспринимает нагрузку последовательно всей окружной поверхностью дорожки качения.

Для роликовых подшипников назначают более тугие посадки, чем для шариковых.

Рекомендуемые квалитеты полей допусков валов и корпусов приведены в таблице 7.1 и таблице 7.2 [16]. Для монтажа на вал и в корпус используют систему посадок, изображенную на рисунке 7.1 [16].

Таблица 7.1 – Рекомендуемые посадки подшипников на сплошные стальные валы

Вид нагрузкиТип подшипникаДиаметр валаХарактер нагруженияРекомендуемые посадки
Местное нагружение внутреннего кольца шариковые радиальные и радиально-упорные все диаметры подшипник с подвижным внутренним кольцом L0/g6, L6/g6, L5/g5, L0/j6, L6/j6, L0/h6, L6/h6
Циркуляционная нагрузка на внутреннее кольцо шариковые до 40 мм нормальные нагрузки L0/j6, L6/j6, L5(L4)/j5
до 100 мм легкие нагрузки L0/j6, L6/j6
нормальные и тяжелые нагрузки L0/k6, L6/k6
до 200 мм легкие нагрузки L0/k6, L6/k6
нормальные и тяжелые нагрузки L0/m6, L6/m6, L5/m5
свыше 200 мм нормальные нагрузки L0/m6, L6/m6, L5/m5
тяжелые нагрузки, удары L0/n6, L6/n6, L5/n5
роликовые, игольчатые до 60 мм легкие нагрузки L0/j6, L6/j6, L5(L4)/j5
нормальные и тяжелые нагрузки L0/k6, L6/k6, L5(L4)/k5
до 200 мм легкие нагрузки L0/k6, L6/k6, L5(L4)/k5
нормальные нагрузки L0/m6, L6/m6, L5/m5
тяжелые нагрузки L0/n6, L6/n6, L5/n5
до 500 мм нормальные нагрузки L0/m6, L6/m6, L0/n6, L6/n6
тяжелые нагрузки L0/p6, L6/p6
свыше 500 мм нормальные нагрузки L0/n6, L6/n6
тяжелые нагрузки L0/p6

Таблица 7.2 – Рекомендуемые посадки подшипников в стальные и чугунные корпуса

Вид нагружения наружного кольцаДополнительная характеристикаРекомендуемая посадка
Радиальные подшипники
Местное (вращается вал) подшипник с легко подвижным в осевом направлении наружным кольцом H7/l6
необходима высокая точность (наружное кольцо чаще подвижное) H6/l5, Js6/l5
вал служит проводником тепла G7/l0
Циркуляционная (вращается корпус) или неопределенная легкая нагрузка, нормальная и ударная нагрузка K7/l0, K7/l6, M7/l0, M7/l6
тяжелая и ударная нагрузка N7/l0, N7/l6
тяжелая и сильная ударная нагрузка, тонкостенные корпуса P7/l0, P7/l6
Упорные подшипники
Осевая нагрузка упорно-радиальные сферические роликовые: нормальная нагрузка, тяжелая нагрузка E8/l0, E8/l6, G7/l0, G7/l6

Рисунок 7.1 – Посадки подшипников качения

Практика показала, что чаще применяются посадки на вал: g6; h6; j6; k6; m6; n6; p6; r6, в случае более высоких требований к точности вращения — h5; j5; k5; m5; посадки в корпус: G7; Н8; Н7; J7; К7; М7; N7; Р7, а при высоких требованиях к точности вращения: J6; К6; М6; N6; Р6.

При использовании корпусов из легких сплавов необходимы более плотные посадки, чем в случае стали и чугуна, из-за меньшей твердости и большего коэффициента температурного расширения. В таблице 7.2 предусмотрены посадки в цельный корпус. В отдельных случаях при монтаже подшипника в разъемный корпус следует избегать посадок с натягом в корпус вследствие возможного защемления наружного кольца, что может привести к деформации и нарушению распределения сил в подшипнике.

При циркуляционном нагружении требуется неподвижное соединение кольца с валом или корпусом, при местном — более свободное. Выбор посадок по опыту применения по аналогии с существующими подшипниковыми узлами, работающими в равных или близких условиях, является самым распространенным и проверенным.

< 6.6. Цепи, канаты, блоки 7.2. Фундаменты >

Источник: https://eam.su/7-1-dopuski-i-posadki.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электропривод