Кулиса что это такое

Что такое кулиса КПП?

кулиса что это такое

При движении на автомобиле водитель управляет сразу несколькими узлами и всем авто. Для этого в салоне установлены элементы управления – руль, которым изменяется направление движения, педали газа (меняют обороты двигателя) и тормоза (для замедления движения и остановки).

В моделях, укомплектованных механической коробкой передач, дополнительно есть педаль сцепления (для разъединения КПП с мотором) и рычаг коробки передач, при помощи которого производится включение требуемой ступени. В машинах с автоматическими коробками педали сцепления нет за ненадобностью, а рукоятка рычага переключения заменена на селектор, которым делается выбор режима движения.

Как осуществляется управление КПП?

data-full-width-responsive=»true»>

Конструкция механизма смены скорости на коробках передач механического типа зависит от компоновки авто. Ранее двигатель вместе с КПП располагался продольно и получалось так, что сама коробка размещалась под авто.

Поэтому механизм переключения передачи состоял только из одного рычага, один конец которого играл роль штока для перемещения ползунов с вилками в коробке. Фиксация рычага осуществлялась при помощи имеющего наплыва в виде шара, который зажимался между втулками в корпусе, установленном на картере коробки.

Благодаря этому обеспечивалось подвижное соединение – рычаг двигался в разные стороны, но его невозможно вытянуть из корпуса.

Работа такого механизма передачи очень проста: водитель, наклоняя рычаг в сторону, устанавливал шток в проточку на вилке КПП, зафиксированной на ползуне. Затем, смещая рукоятку вперед или назад, штоком передвигал ползун с вилкой, вводя в зацепление шестерни, то есть включал необходимую передачу.

Такие механизмы переключения передач использовались на автомобилях ВАЗ классического семейства. 

Сейчас большинство автомобилей имеют поперечную компоновку двигателя и КПП. Эти механизмы полностью размещены в подкапотном пространстве. Использование такой конструкции привело к необходимости задействования дистанционного механизма переключения.

Такой механизм состоит из системы тяг и рычагов, который получил название «кулиса КПП». Кулиса переключения передач используется на авто с поперечным расположением мотора. На Шевроле Нива двигатель с коробкой  передач стоит продольно, они вынесены вперед и установка прямого рычага невозможна, поэтому конструкторы и использовали кулису. Такой механизм управления встречается и на авто с автоматической коробкой.

Устройство кулисы на примере ВАЗ-2110

Конструкций кулисы – множество. Каждый автопроизводитель устанавливает на кулису со своими конструктивными особенностями. Но какое бы устройство этот механизм не имел, задача у него одна – обеспечить управление коробкой передач. При этом механизм должен передать усилие на ползуны в КПП, а еще и предотвратить возможное включение двух передач одновременно (при определенных условиях это возможно).

Самая простая конструкция кулисы переключения скоростей включает в себя тягу, посредством которой соединяется шток в коробке передач и рычаг-рукоятка, установленный в салоне. При этом практически всегда на конце рукоятки имеется сферический наконечник, который обеспечивает подвижное крепление.

Для примера рассмотрим полную конструкцию кулисы автомобиля ВАЗ-2110. Основные элементы кулисы:

  • шток переключения передач с валом;
  • механизм выбора передач;
  • тяга переключения передач;
  • карданный шарнир;
  • рукоятка КПП с шаровой опорой;
  • реактивная тяга;
  • резинотехнические и уплотнительные элементы (втулки, сальники, пыльники, защитные чехлы);
  • соединительные элементы (хомуты, болтовые соединения);

Вся конструкция выглядит так: вал вместе со штоком и механизмом выбора передачи входит в конструкцию коробки.

Тяга переключения передач проходит под днищем авто и соединяется с валом штока через карданный шарнир. Его задача – предотвращение колебания тяги (и рукоятки, установленной в салоне соответственно), которые образуются в результате вибрации двигателя и КПП.

Указанная тяга имеет изгиб со стороны крепления к рычагу, поэтому конец ее заходит в салон, через отверстие в днище. К рычагу она крепится при помощи вилки, сделанной на конце. Соединение между ними – не жесткое.

При помощи корпуса шаровой опоры рычаг прикреплен к кузову. Дополнительно к корпусу подходит реактивная тяга, тянущаяся под днищем и ведущая к коробке передач, где она фиксируется. В задачу этой тяги входит сохранение положения рычага КПП в заданном положении и предотвращение его вибрации из-за колебаний двигателя и коробки.

Выше описан только один вариант конструкции кулисы коробки передач. На авто можно встретить разные по устройству механизмы переключения, которые в составе могут иметь несколько тяг, взаимодействующих между собой посредством рычагов. Такие кулисы переключения скоростей используются на авто, у которых рукоятка в салоне в значительной мере смещен относительно КПП.

Не обязательно, чтобы элементы кулисы проходили под авто. На той же Нива Шевроле кулиса короткая и располагается в салоне, но ее не видно, поскольку она скрыта облицовкой.

Основные неисправности

Кулиса – система сравнительно надежная из-за простоты конструкции, да и особых подвижных элементов у нее нет, а диапазон передвижения составляющих небольшой.

  1. Но все же проблемы с кулисой бывают. Чаще они сводятся к появлению люфтов в местах соединения из-за износа. Износу подвергаются:
  • шаровая опора;
  • карданный шарнир;
  • втулки в месте соединения тяги с рычагом.

Все эти элементы – подвижны, и недостаток смазки, попадание внутрь пыли и грязи приводит к износу контактируемых поверхностей.

На работоспособность КПП или двигателя люфты в механизме управления никак не влияют. Единственное – значительно ухудшается управление коробкой. Из-за этих люфтов:

  1. Рычаг свободно «болтается».
  2. Сложно включаются передачи.
  3. Слышен скип при перемещении рукоятки.
  4. Невозможность включения требуемой скорости.

Зачастую в таких проблемах «виновата» кулиса. Сложность ремонта узла зависит от его конструктивных особенностей. Необходимо найти причину плохо работающего механизма.

Регулировка и ремонт

Бывает так, что в процессе эксплуатации хомут, зажимающий тягу на шарнире, послабляется из-за чего происходит разрегулировка. Отрегулировать же кулису передач несложно. Для этого необходимо:

  1. Установить на КПП нейтраль (на некоторых авто нужно включить конкретную передачу).
  2. Ослабить хомут тяги.
  3. Установить правильную позицию рукоятки в салоне (на определенных моделях имеются установочные отверстия, позволяющие зафиксировать рычаг в нужном положении).
  4. Хорошо зажать хомут.

Это общая технология регулировки. Для выполнения операции на определенной марке авто необходимо узнать все особенности проведения работ.

Если регулировка не помогла, придется делать глубокую ревизию состояния кулисы для выявления изношенных элементов из их замены. Отремонтировать механизм включения можно двумя способами: купить ремкомплекты и восстановить штатный механизм или просто его заменить в сборе.

Как отрегулировать кулису в машине

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/kulisa-kpp/

Кулиса переключения передач: назначение, устройство, регулировка кулисы КПП

кулиса что это такое

Многие водители в процессе эксплуатации ТС рано или поздно сталкиваются с различными неисправностями автомобиля. Что касается коробки передач, кроме самой КПП, с пробегом нередко внимания требует кулиса коробки передач, особенно в случае с МКПП.

На практике кулиса АКПП также может  работать со сбоями, однако именно на механике кулиса  МКПП выходит из строя заметно чаще. Далее мы поговорим о том, что такое кулиса в коробке передач, как работает механизм, а также какие неисправности кулисы КПП обычно встречаются.

Кулиса коробки передач: устройство и принцип работы

Начнем с того, что название кулиса является обиходным. На самом деле данный элемент специалисты называют тягой привода управления коробки передач. Сама кулиса является достаточно крепкой деталью, однако конструкция состоит из нескольких составных элементов, что несколько снижает надежность.

Основным назначением кулисы КПП становится соединение рычага (переключателя) переключения передач со штоком, который подведен к коробке передач. Находится кулиса между рычагом переключения передач в салоне и КПП. Расположение может быть разным, то есть зависит от мели авто (под рычагом КПП, под днищем, ближе к карданному валу и т.д.).

При этом кулиса в МКПП может изнашиваться достаточно быстро, так как езда на механике, в отличие от АКПП, предполагает постоянную работу с рычагом переключения передач. Обычно срок службы составляет около 100-150 тыс. км., однако проблемы могут появиться раньше. 

Как уже было сказано выше, кулиса состоит из нескольких деталей, причем выработка или поломка любой из них приводит к тому, что работоспособность всего механизма будет нарушена. Также кулиса в автомобиле страдает от таких факторов, как попадание пыли, грязи, влаги, недостаточное количество смазки и т.д.

К этому следует добавить, что если сам водитель агрессивно работает с рычагом КПП, эксплуатирует авто, в котором включение передач затруднено, например, по причине проблем со сцеплением и т.п., это также оказывает прямое воздействие на кулису и сокращает срок службы механизма.

Перейдем к устройству кулисы КПП. Сразу отметим, каждый производитель стремится повысить надежность, а также добиться четкости и легкости включения передач, уменьшить люфты и т.п. В результате конструкция данного механизма на разных авто может отличаться. Однако можно выделить основные (базовые) элементы в устройстве кулисы КПП:

  • рычаг КПП;
  • тяга передач;
  • вилка и палец вилки;
  • сальник вилки;
  • фиксатор сальника;

Также в устройстве следует выделить корпус кулисы, трос, и пружину. В норме благодаря этим деталям переключение передач происходит мягко, без лишних усилий, передачи включаются четко, люфты минимальны.

Если же с механизмом возникают проблемы, признаки неисправности кулисы проявляются достаточно отчетливо. Как правило, неполадки кулисы приводят к возникновению определенных трудностей при переключении передач КПП.

Среди основных проблем стоит выделить:

  • люфты рычага переключения передач;
  • затруднения при переключении передач, когда к рычагу нужно приложить больше усилий;
  • стук или хруст при работе рычагом;
  • передачи не включаются или включается не та передача, которую выбрал водитель (пропала четкость включения передач);

Сразу отметим, некоторые люфты по мере износа допустимы, однако значительное их усиление не только снижает комфорт эксплуатации, но и может стать причиной более серьезных поломок.

В остальных случаях, когда нужные передачи включаются с большим усилием или передачу невозможно включить, необходима профилактика кулисы и регулировка,  замена или ремонт, так как езду с поврежденной кулисой вполне можно считать крайне небезопасной.

Регулировка кулисы КПП

Как правило, при возникновении тех или иных проблем с КПП и переключением передач, необходимо начать с регулировки кулисы. Указанная регулировка кулисы является штатной операцией, не требующей особых денежных затрат.

  1. На начальном этапе следует убедиться, что кулиса рабочая, то есть узел может иметь определенную выработку, но при этом должна сохраняться его полная функциональность.
  2. Далее автомобиль следует загнать на яму или поднять на подъемнике, поставить на ручник, под колеса при необходимости подставляются противооткатные упоры.
  3. Теперь можно переходить к чистке кулисы. Двигатель должен быть заглушен. Кулису КПП нужно почистить от грязи, затем смазать кулису подходящей смазкой.
  4. Регулировку кулисы можно провести по задней передаче. Чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, сначала на ней нужно ослабить хомут, затем перевести рычаг коробки в положение, когда задняя включается лучше всего. Теперь хомут можно затянуть.

Также кулису регулируют по первой передаче, особенно если нет возможности включить заднюю. Чтобы отрегулировать кулису в этом случае, включается первая передача, ослабляется хомут кулисы. После нужно вращать привод кулисы против часовой стрелки до того момента, пока будет ощутим упор рычага КПП в пластиковый фиксатор задней передачи. Затем хомут можно затягивать.

Добавим, что выше были приведены общие рекомендации касательно регулировки кулисы. На разных авто могут возникать определенные отличия. Чтобы выполнить работу качественно, необходимо заранее изучить мануал для конкретной модели.

Подведем итоги

Как видно, кулиса МКПП постоянно подвергается различным нагрузкам, на нее оказывают влияние внешние факторы и т.д. По этой причине даже такой относительно простой и достаточно надежный механизм требует выполнения периодических работ по очистке, смазке и регулировке.

В противном случае возможно возникновение проблем с переключением передач или передачи могут перестать включаться. В подобных ситуациях необходимо провести регулировку механизма кулисы КПП.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое фрикционная передача

Если же регулировка не дает желаемого результата, тогда потребуется менять отдельные элементы в конструкции или заменить весь механизм в сборе. При этом нередко только замена кулисы позволяет добиться мягкости хода рычага КПП и одновременно четкости включения передач. 

Источник: http://KrutiMotor.ru/kulisa-kpp/

Кулисный механизм: виды, схема, принцип работы

кулиса что это такое

Кулисная пара – это разновидность рычажных механизмов. Она преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное или наоборот. При этом вращающееся звено может совершать не полный оборот. Тогда его называют качательным. Механизм состоит их двух основных звеньев- кулисы и ползуна. Один конец кулисы закреплен на неподвижной оси.

Кулисный механизм

Кулиса представляет собой прямой или изогнутый рычаг с прорезью, в которой скользит конец другого рычага. Он движется относительно кулисы прямолинейно. Кулисные механизмы бывают качающиеся, вращающиеся и прямые.

Кривошипно-кулисные механизмы способны обеспечивать высокую скорость линейного перемещения исполнительных органов. Характерным примером механизма кулисного типа служит система управления клапанами в автомобильных моторах, устройство управления реверсом парового двигателя и т. д.

Используются кулисные пары в металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, там, где рабочий орган должен совершать многократные линейные перемещения с возвратным ходом.

Еще одна область применения- аналоговые вычислительные устройства, там кулисные пары помогают определять значения синусов либо тангенсов заданных углов.

Виды кулисных механизмов

В исходя из типа подвижного звена рычажной схемы в установках и подвижных узлах используются следующие виды кулисных пар:

  • Ползунный. Система рычагов, состоящая из четырех звеньев. Основные части- это кулиса и ползун с зафиксированной направляющей. Она дает ползуну единственную степень свободы, для совершения линейных перемещений. Качания кулисы превращаются устройством в линейное перемещение ползуна. Кинематическая схема обратима- возможно и обратное преобразование движения.
  • Кривошипный. Кривошипно-кулисного механизм построен по четырехрычажной кинематической схеме. Передает вращение кривошипа кулисе, также вращающейся или качающейся. Распространен в промышленных установках, например — в продольно-долбежных и строгальных. Для них применяют кривошипно-коромысловый механизм c вращающейся кулисой. Такая схема обеспечивает очень высокую скорость прямого ходя и медленный возврат. Применяется также в установках для упаковки.
  • Двухкулисный. В кинематической четырехзвенной схеме есть пара кулис. Передается вращение или качание через промежуточный рычаг. Передаточное число неизменно и всегда составляет единицу. Применяется в компенсирующих муфтах.
  • Коромысловый. Состоит из коромысла, кулисы и связывающего их шатуна. Позволяет располагать оси симметрии зон движения, ведущего и ведомого звеньев под углом около 60°. Находит применение в автоматизированных производственных линиях

Реже находит применение в транспортных средствах и некоторых измерительных приборах стоящий несколько особняком прямолинейно- направляющий или конхоидальный механизм.

Устройство является одним из подвидов кривошипно-шатунного механизма. Большинство кулисных пар построены по четырехзвенной кинематической схеме.

Третье звено определяет тип механизма: двухкулисный, ползунный, коромысловый или кривошипный.

Схема содержит как минимум две неподвижные оси и от одной до двух подвижных осей.

В середине кулисы располагается прорезь, по которой перемещается подвижная ось. К ней шарнирно закреплен конец (или другая часть) ползуна, коромысла или второй кулисы.

В зависимости от соотношения длин в каждый момент исполнительный орган может описывать как простые траектории (линейные, круговые или часть окружности), таки сложные в виде многоугольников или замкнутых кривых.  Вид траектории определяется законом движения кинематической пары – функцией координат исполнительного органа от угла поворота оси, положения ползуна или от времени.

Принцип действия механизма

Принцип действия основывается на базовых законах прикладной механики, кинематики и статики, описывающий взаимодействие системы рычагов, имеющих как подвижные, так и неподвижные оси. Элементы системы полагаются абсолютно жесткими, но обладающими конечными размерами и массой. Исходя из распределения масс рассчитывается динамика кулисного механизма, строятся диаграммы ускорений, скоростей, перемещений, рассчитываются эпюры нагрузок и моментов инерции элементов.

Силы считаются приложенными к бесконечно малым точкам.

Рычажное устройство, имеющее два подвижных элемента (кулиса и кулисный камень) называют кинематической парой, в данном случае кулисной.

Чаще всего встречаются плоские схемы из четырех звеньев. Исходя из вида третьего звена рычажного механизма, различают кривошипные, коромысловые, двухкулисные и ползунные механизмы. Каждый из них обладает собственным способом преобразования вида движения, но все они используют единый прицеп действия- линейное или вращательное перемещение рычагов под действием приложенных сил.

Траектория движения каждой точки кривошипно кулисного механизма определяется соотношением длин плеч и рабочими радиусами элементов схемы.

Вращающееся или качающееся звено системы рычагов оказывает воздействие на поступательно движущееся звено в точке их сочленения. Оно начинает перемещение в направляющих, оставляющих этому звену только одну степень свободы, и движется до тех пор, пока не займет крайнее положение.

Это положение соответствует либо первому фазовому углу вращающегося звена, либо крайнему угловому положению качающегося. После этого при продолжении вращения или качании в обратную сторону прямолинейно движущееся звено начинает перемещение в обратном направлении.

Обратный ход продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто крайнее положение, соответствующее либо полному обороту вращающегося звена, либо второй граничной позиции качающегося.

После этого рабочий цикл повторяется.

Если кулисный механизм, наоборот, преобразует поступательное движение во вращательное, взаимодействие осуществляется в обратном порядке. Усилие, передаваемое через сочленение от ползуна, прикладывается в стороне от оси вращения звена, обладающего возможностью поворота. Возникает крутящий момент, и вращающееся звено начинает поворачиваться.

Преимущества и недостатки кулисного механизма

Основным достоинством устройства служит его способность обеспечить высокую линейную скорость возвратного движения. Это свойство нашло применение в станках и механизмах, которые по условиям работы имеют холостой возвратный ход. Это прежде всего долбежные и строгальные станки. Применение кулисно-рычажного механизма привода позволяет существенно повысить общую эффективность использования установки, сократив время на непроизводительные такты.

Преимуществом двухкулисных систем, применяемых в аналоговых вычислительных устройствах, служит высокая надежность и стабильность их работы. Они отличаются высокой устойчивостью к таким факторам внешней среды, ка вибрации и электромагнитные импульсы. Это обуславливало их широкое применение в системах сопровождения целей и наведения вооружений.

Недостатком данной кинематической схемы является малые передаваемые усилия. Кривошипно-шатунная схема позволяет предавать в несколько раз большую мощность.

Недостатком аналоговых вычислительных устройств является исключительная сложность или даже невозможность их перепрограммирования. Они могут вычислять только одну, наперед заданную функцию. Для вычислительных систем общего назначения это неприемлемо. С развитием программно- аппаратных средств цифровой техники, повышением ее надежности и устойчивости к воздействиям внешней среды такие вычислительные системы сохраняются в нишах узкоспециальных применений.

Проектирование (производство) кулисного механизма

Несмотря на кажущуюся простоту устройств кулисного механизма, для того, чтобы он работал эффективно, требуется провести большую работу по его расчету и проектированию. При этом рассматриваются следующие основные аспекты:

  • производительность и КПД;
  • себестоимость производства и эксплуатации;
  • отказоустойчивость и межремонтный ресурс;
  • точность действия;
  • безопасность.

Учитывая сложность взаимовлияния этих аспектов друг на друга, расчет кривошипно-кулисного механизма представляет из себя многоступенчатую итеративную задачу.

В ходе проектирования проводят следующие виды расчета и моделирования:

  • расчет кинематики;
  • динамический расчет;
  • статический расчет.

Обычно проектирование и расчет  разбивается на следующие этапы:

  • Определение требуемого закона движения расчетно-аналитическим или графоаналитическим методом.
  • Кинематическое моделирование. Выполнение общего плана, скоростного плана, графическое моделирование моментов инерции, графика энерго-массовых зависимостей.
  • Силовое моделирование. Построение плана ускорений, эпюр сил, приложенных к звеньям в нескольких положения.
  • Синтез кулисно-рычажного механизма. Построение графиков перемещения, скорости, ускорений графико-дифференциальным методом. расчет динамики кулисного механизма и его динамический синтез.
  • Проверка на соответствие закону движения. Окончательное профилирование кулис.
  • Проверка на соблюдение норм безопасности и охраны труда.
  • Выпуск чертежей.

Расчет и проектирование кулисного механизма долгое время представлял собой весьма трудоемкий процесс, требовавший большого сосредоточения и внимательности от конструктора. В последнее время развитие средств вычислительной техники и программных продуктов семейства CAD-CAE существенно облегчил все рутинные операции по расчету.

Конструктору достаточно выбрать подходящую кинематическую пару или звено из поставляемых производителем программ библиотек и задать их параметры на трехмерной модели.

Существуют модули, на которых достаточно отобразить графически закон движения, и система сама подберет и предложит на выбор несколько вариантов кинематической его реализации.

Область применения

Кулисные механизмы находят применение в тех устройствах и установках, где требуется преобразовать вращение или качание в продольно- поступательное перемещение или сделать обратное преобразование.

Наиболее широко они используются в таких металлообрабатывающих станках, как строгальные и долбежные. Важное преимущество кулисно-рычажного механизма, заключается в его способности обеспечивать высокую скорость движения на обратном ходе.

Это дает возможность существенно повысить общую производительность оборудование и его энергоэффективность, сократив время, затрачиваемое на непроизводительные, холостые движения рабочих органов. Здесь же находит применение кулисный механизм с регулируемой длиной ползуна.

Это позволяет наилучшим образом настаивать кинематическую схему исходя из длины заготовки.

Механизм конхоидального типа применяется в легком колесном транспорте, приводимом в действие ножной мускульной силой человека- так называемом шагоходе. Человек, управляющий машиной, имитируя шаги, поочередно нажимает на педали механизма, закрепленные на оси с одного конца. Кулисная пара преобразует качательное движение во вращение приводного вала, передаваемое далее цепным или карданным приводом на ведущее колесо.

В аналоговых вычислительных машинах широко применялись так называемые синусные и тангенсные кулисные механизмы. Для визуализации различных функции в них применяются ползунные и двухкулисные схемы. Такие механизмы использовались в том числе в системах сопровождения целей и наведения вооружений.

Их отличительной чертой являлась исключительная надежность и устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды (особенно- электромагнитных импульсов) на фоне достаточной для решения поставленных задач точности.

С развитием программных и аппаратных средств цифровой техники область применения механических аналоговых вычислителей сильно сократилась.

Еще одна важная сфера применения кулисных пар- устройства, в которых требуется обеспечить равенство угловых скоростей кулис при сохранении угла между ними. Муфты, в которых допускается неполная соосность валов, системы питания автомобильных двигателей, устройство реверса на паровом двигателе.

Источник: https://stankiexpert.ru/tehnologicheskaya-osnastka/zapchasti/kulisnyj-mekhanizm.html

Что такое кулиса в автомобиле — Авто-мастерская онлайн

Каждый автомобилист должен знать элементарное устройство своего автомобиля. На курсах вождения предоставляется сжатая информация, при этом, многие моменты оказываются упущенными. Например, не рассматривается кулиса коробки передач. Ввиду этого, у многих автомобилистов складывается ошибочное мнение относительно этой важной детали в конструкции автомобиля. Такую ситуацию нужно немедленно исправлять.

Что такое кулиса в коробке передач автомобиля

Вы считаете, что кулиса в автомобиле — это обычный рычаг, при помощи которого осуществляется удобное переключение передач? Должны вас огорчить, но это не так. Нам есть о чём поговорить, изложенная ниже информация будет очень полезной для вас.

Кулисой мы называем тягу привода управления коробки передач. Эта деталь в устройстве авто является составной, сложной и многокомпонентной. Она обеспечивает связь между рычагом переключения скоростных режимов и штоком.

Связующий механизм в коробке передач сложно рассмотреть или потрогать, поскольку располагается он между рычагом и коробкой передач, фактически, под днищем автомобильного кузова.

В некоторых случаях для этого механизма отводится место возле карданного вала, также он может находиться под рычагом переключения скоростных режимов.

Что такое автомобильная кулиса, надеемся, понятно каждому. И больше никто не будет путать её с рычагом для переключения скоростей автомобиля. А мы продолжаем углубляться в эту тему и переходим к следующему вопросу.

Устройство механизма

Кулиса в механике часто видоизменяется, становится более надёжной, инновационной и современной. Тем не менее, общие основы её устройства остаются неизменными. Устройство кулисы в КПП выглядит следующим образом:

  • рычаг для переключения скоростных режимов авто;
  • тяга, которая обеспечивает возможность выбора передач;
  • палец вилки выборного механизма;
  • фиксирующее устройство для пальца;
  • вилка и сальник.

Изучаемая нами деталь имеет сложное устройство, которое скрыто от глаз водителя. Потому ей уделяется так мало внимания, и часто неопытные водители игнорируют нарушения в работе механизма.

Признаки неисправностей кулисы

Ежедневно она подвергается нагрузкам, для выдерживания которых нужна высокая прочность, выносливость и долговечность. И всё же, проблемы с этой деталью не являются редкостью. В среднем, кулисы КПП хватает на 100 тыс. км. В редких случаях механизм может продержаться 200 тыс. км, встречаются случаи исправной работы на протяжении 300 тыс. Не стоит надеяться на свою удачу, лучше прислушиваться к работе устройства внутри КПП и реагировать на каждое изменение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сож что это такое

Проблемы чаще всего возникают из-за низкого содержания смазочных веществ внутри механизма, попадания воды, пыли и мусора. Как бы там ни было, нужно своевременно выявлять наличие неисправностей кулисы КПП и безотлагательно выполнять ремонт. О наличии проблем в работе механизма можно узнать по ряду признаков:

  1. Увеличенный люфт на ручке коробки передач особенно заметен при нейтральном положении.
  2. Проблемное переключение скоростей, которое может сопровождаться хрустом, тугим ходом рычага и прочими сложностями.
  3. Неправильное включение скоростей, которое не соответствует выбранному положению.

Ни одна из этих проблем не должна игнорироваться. При возникновении хоть малейшего подозрения на неисправное состояние кулисы необходимо сразу же проводить диагностику. В ходе диагностики станут понятными дальнейшие действия автомобилиста: регулирование механизма или его замена. Если проблемы будут игнорироваться, то в процессе движения транспортного средства устройство может сорваться, что станет причиной ДТП.

Самостоятельная регулировка кулисы

При возникновении проблем с механизмом кулисы КПП не нужно спешить выполнять его замену. Нередко спасти ситуацию может простое регулирование. Эта процедура несложная, потому может быть выполнена без привлечения специалистов. Существует два способа выполнения регулировки кулисы:

  1. При выборе задней передачи нужно ослабить хомут, выставить рычаг в идеальное положение, которое будет соответствовать выбранной скорости. В таком положении хомут затягивается и можно проверять работу устройства.
  2. Первая скорость для регулирования механизма выбирается часто при невозможности включения задней передачи. Активируем первую скорость, ослабляем хомут, вращаем привод против хода часовой стрелки пока рычаг не упрётся в фиксатор задней передачи. В таком положении затягиваем хомут.

Это общие правила проведения регулировки кулисы. В зависимости от разновидности механизма процесс регулирования может отличаться. Потому перед началом работ нужно изучить инструкцию своего автомобиля и действовать в соответствии с рекомендациями производителя.

Сегодня было рассказано, что такое кулиса в коробке МКПП, изучено её устройство и признаки, по которым могут быть определены неисправности. Нельзя запускать состояние этой детали ТС, поскольку многие человеческие жизни могут оказаться в опасности.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторс

drivertip.ru

Что такое кулиса в автомобиле? Устройство кулисы

Любой автомобиль движется за счёт того, что сгорающее в двигателе топливо создаёт давление, которое заставляет крутиться коленчатый вал. Его вращение по сложной системе трансмиссии передаётся ведущим колёсам. Однако обороты двигателя гораздо выше, чем обороты колёс.

Чтобы соразмерить два типа вращения и управлять ими, в автомобиле есть коробка переключения передач – механизм, состоящий из системы рычагов и шестерёнок, которые передают дифференциальный крутящий момент на валы.

Переключение передач (как механическое, так и автоматическое) производится с помощью всем известного рычага, расположенного между водительским и передним пассажирским сиденьями. Но мало кто из нас задумывается, как плавное (или не очень) движение нашей правой руки заставляет колёса крутиться быстрее или медленнее.

Что такое кулиса КПП

Для передачи нашего лёгкого усилия используется кулиса коробки передач, представляющая собой рычаг или систему рычагов, передающих нашу команду валам. Кулиса КПП есть у всех без исключения автомобилей с “механикой” и у части авто с “автоматом”. Роботизированные и вариаторные коробки передают команду в виде электронных импульсов напрямую.

Кулиса в автомобиле – скрытый механизм, расположенный либо под полом салона, либо вообще ближе к карданному валу. Из-за того, что воочию то, как работает кулиса КПП, никто не видит, этот узел так и прозвали. Как известно, в театре кулисой называется боковая декорация, за которой прячутся артисты перед выходом на сцену.

Устройство кулисы

В ряде случаев кулисой не совсем верно называют весь многорычажный механизм – начиная от ручки в салоне. Тут происходит определённая подмена части и целого. Однако для большей ясности перечислим все составляющие этой механической цепочки.

Итак, расширенное понимание механизма под названием кулиса в автомобиля включает в себя:

• Рычаг переключения передач;

• Тяга выбора передач;

• Палец вилки механизма выбора;

• Устройство фиксатора пальца;

• Сальник вилки кулисы;

• Вилка кулисы КПП.

Подробнее устройство кулисы можно посмотреть на схеме.

Проблемы кулисы КПП

Кулиса КПП выполняет команды водителя по нескольку десятков, а иногда и сотен раз в день. Несмотря на то, что все её детали сделаны из самой прочной стали и хорошо смазаны, в местах соединения неизбежно происходит истирание металла. Этот процесс усугубляется ещё и тем, что кулиса КПП не защищена герметично от внешних воздействий. Снизу, а иногда и из салона в неё попадают вода, пыль и грязь. Они разбавляют машинное масло и засоряют его посторонними частицами.

В результате примерно через 100 тысяч километров пробега (у бюджетных автомобилей и раньше) водители авто с механической КПП начинают отмечать следующие симптомы, свидетельствующие о том, что кулису нужно менять:

• Появляется временный или постоянный люфт рычага переключения передач;

• Происходит спонтанное переключение на передачу, которая в данном положении ручки не предполагалась;

• Для переключения передачи нужно прикладывать дополнительное усилие;

• Становится невозможным или проблематичным провести регулировку коробки передач.

Все эти явления не появляются внезапно, они нарастают постепенно, делая езду всё более некомфортной, а на большой скорости даже небезопасной. Кулиса коробки передач даёт понять водителю, что механизм надо менять. При этом трудно определить, какие детали и сочленения изношены в большей, а какие в меньшей степени.

Кулису КПП следует заменить целиком и, если вы не профессиональный автомеханик, то делать это нужно в качественном автосервисе. Последнее ещё более актуально при замене кулисы автоматической коробки передач.

Поделитесь информацией с друзьями:

Источник: https://autogearspb.ru/zapchasti/chto-takoe-kulisa-v-avtomobile.html

Что такое кулиса в автомобиле?

Любой автомобиль движется за счёт того, что сгорающее в двигателе топливо создаёт давление, которое заставляет крутиться коленчатый вал. Его вращение по сложной системе трансмиссии передаётся ведущим колёсам. Однако обороты двигателя гораздо выше, чем обороты колёс.

Чтобы соразмерить два типа вращения и управлять ими, в автомобиле есть коробка переключения передач – механизм, состоящий из системы рычагов и шестерёнок, которые передают дифференциальный крутящий момент на валы.

Переключение передач (как механическое, так и автоматическое) производится с помощью всем известного рычага, расположенного между водительским и передним пассажирским сиденьями. Но мало кто из нас задумывается, как плавное (или не очень) движение нашей правой руки заставляет колёса крутиться быстрее или медленнее.

Что такое автомобильная кулиса: зачем нужна и как устроена?

Абсолютно любой владелец транспортного средства должен обладать минимальными знаниями устройства автомобиля. Во время прохождения курсов по вождения всем дается минимальная информация об устройстве коробки передач и практически не освещается вопрос о назначении  такой немаловажной детали как кулиса. По этой причине автомобилисты и склонны недооценивать важность этого элемента.

Кулиса в конструкции КПП играет важнейшую роль и не представляет собой обычный рычаг, посредством которого выполняется максимально удобное переключение передач. Вообще кулиса — это тяга привода управления коробки, которая является составной и многокомпонентной деталью. Благодаря кулисе обеспечивается связь между рычагом переключения скорости и штоком.

Подробнее об устройстве и  признаках неисправности кулисы далее будет рассказано в этом полезном материале.

Устройство кулисы: важные моменты

Несмотря на то, что кулиса в механике частенько претерпевает изменения и становится более надежной и современной, устройство ее по-прежнему остается неизменным. В привычном понимании кулиса выглядит как рычаг для переключения скорости автомобиля, как тяга для возможного выбора передач и как палец вилки выборного механизма.

Кроме того, в ней есть фиксирующее устройство для пальца, а также вилка и сальник. Вся эта конструкция надежно скрыта от глаз водителя, поэтому ей зачастую и уделяется так мало внимания.

Многие водители склонны игнорировать нарушения в работе кулисы и нередко это приводит к печальным последствиям, которые отрааются на работе автомобиля.

Неисправности кулисы: распространенные признаки

Поскольку кулису невозможно рассмотреть, автомобилисты в основном не связывают неприятные проявления с этим механизмом. А вместе с тем эта деталь ежедневно испытывает на себе колоссальные нагрузки. В среднем резерва кулисы хватает на преодоление 100 тысяч км. Лишь в редких случаях она может продержаться до 200 тысяч км.

  проблемы с элементом чаще всего возникают по причине низкого содержания смазочного вещества в механизме или же из-за попадания в конструкцию влаги, мусора и накопления пыли. Узнать, что с кулисой есть проблемы можно по увеличенному люфту на ручке коробки передач. Особенно заметным люфт будет при нейтральном положении.

  Нередко о неисправности кулисы свидетельствует проблемное переключение скоростей с характерным хрустом или тугим ходом рычага. Еще одним явным признаком неполадки кулисы можно назвать также неправильное включение скоростей, которое может не соответствовать выбранному водителем положению.

В любом случае ни одна из этих проблем не должна игнорироваться и при малейшем подозрении на неисправность кулисы автомобилист должен сразу же проводить диагностику.

Подробнее об автомобильной кулисе будет рассказано в этом видеоматериале:

Источник: https://automend.ru/articles/chto-takoe-avtomobilnaya-kulisa-zachem-nuzhna-i-kak-ustroena/

Кулиса в автомобиле — скрытый механизм со скрытыми особенностями

Не каждый начинающий автолюбитель знает, что представляет собой кулиса КПП, где она находится и какие функции выполняет. Однако этот элемент является важным для функционирования коробки передач, поэтому знать о его устройстве должен каждый автомобилист. О том, что такое кулиса в коробке переключения передач, как происходит ее регулировка и когда нужна замена — читайте ниже.

Водители ошибочно полагают, что кулиса коробки переключения передач — это рычаг КПП, который расположен справа от водительского сидения. Такую версию можно увидеть на некоторых интернет-ресурсах. Но уверяем, что это не так. О чем расскажем далее.

Устройство кулисы авто

Понятие

Что это такое? Кулиса коробки передач представляет собой многосоставное устройство, предназначение которого заключается в связывании селектора (рычага КПП) и шток, который подводит непосредственно к КПП. Эта деталь, а именно ее задняя часть расположена между селектором и коробкой переключения передач и находится под днищем. Иными словами, кулиса представляет скрытый механизм, находящийся рядом с карданным валом или под селектором.

И хотя кулиса коробки переключения передач имеет высокий ресурс эксплуатации, ее выход из строя возможен. Автомобилисты могут не менять этот компонент на протяжении 100 тысяч километров пробега, но иногда возникает необходимость его замены. Это происходит в результате попадания в систему грязи, влаги или пыли. Износ кулисы возможен при недостатке или отсутствии смазочных материалов или по иным причинам.

Устройство

С тем, что такое кулиса в коробке передач автомобиля разобрались. Теперь поговорим об устройстве этого механизма. Конструкция и устройство компонента напрямую зависит от производителя и марки авто. В результате того, что разные автомобильные концерны хотят добиться модернизации и оригинальности коробок передач в авто, устройство элементов может различаться.

Соответственно, универсального варианта устройства элемента нет, но можно рассмотреть все компоненты, которые используются при производстве узла:

  • селектор коробки переключения передач автомобиля, то есть по простому — рычаг;
  • система тяги выбора скорости при необходимости переключения;
  • так называемый палец вилки системы выбора необходимых скоростей;
  • устройство, представляющее собой фиксатор того самого пальца;
  • вилка механизма, является неотъемлемым элементов;
  • сальник вилки.

Все компоненты, описанные выше, соединены между собой. Они отвечают за то, чтобы селектор коробки передач мог включить скорость в необходимом положении.

Виды

По своим видам кулисы подразделяются на:

  • короткоходные;
  • длинноходные.

Принципиальных различий у механизмов нет. Разница заключается только в том, что у длинноходных кулис скорость включается дольше, буквально на долю секунды, чем у короткоходных. Ход кулисы определяет ход рычага коробки. По мнению  автомобилистов, короткоходные механизмы считаются спортивными и с их использование можно добиться лучшей динамики авто. Это не правда, на динамику кулиса не влияет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зенковка что это такое

В каких случаях необходимо производить замену?

В большинстве транспортных средств такой механизм, как кулиса, является достаточно надежным, обычно не нуждающимся в ремонте или замене. Но все-таки замена кулисы необходима, если она низкокачественная или уже отработала свой ресурс службы. Такая проблема может возникнуть даж у владельца дорогой иномарки. Как же понять, что замена кулисы в автомобиле необходима?

Спешим заверить, что эти проблемы прочувствуете сразу, но все-же их перечислим:

  • значительно увеличился люфт селектора коробки передач;
  • появились определенные трудности непосредственно с переключением скоростей (рычаг попросту не включается) либо в процессе переключения стали появляться посторонние звуки;
  • передачи на КПП переключаются, но тяжело, для этого приходится прикладывать усилия;
  • если скорости переключаются некорректно, то есть вместо одной включается другая;
  • если скорости не включаются, возможно, из пяти передач сможете включить только одну или две.

Что касается появившегося люфта, то вопрос требует отдельного внимания. Поначалу, когда он только появился, это никак не повлияет ни на работу коробки передач, ни на скорость движения. Поэтому автомобилисты игнорируют данную проблему.

С люфтом долго ездить не стоит, поскольку со временем эксплуатации состояние его только ухудшится.

Это может привести не только к поломке, но и к аварии. Поэтому проблеме люфта следует уделить внимание. И не запускать эту проблему.

Регулировка кулисы

Теперь плавно подошли к такому вопросу, как регулировка кулисы. Всегда можно прибегнуть к замене компонента, в таком случае сможете быть уверены, что в ближайшем будущем проблема больше не потревожит. Не всегда замена является выходом. Регулировка кулисы необходима, если уверены, что в отрегулированном состоянии она сможет прослужить долго.

Как происходит процесс.

  1. Для начала попробуем осуществить регулировку компонента с использование задней передачи. Для этого включите заднюю передачу и ослабьте хомут. Кроме того, потребуется также выставить селектор коробки переключения скоростей в такое положение, в котором он должен находиться при включенной передаче заднего хода.
  2. Когда эти шаги выполнены, хомут агрегата можно затянуть обратно.
  3. На этом процесс регулировки можно считать завершенным, в 99% случаев эта процедура позволяет решить проблему некорректного включения скоростей.

 

Но есть еще один метод. Данный способ актуально использовать, когда не можете переключиться на заднюю передачу.

Потребуется осуществить все действия, связанные с регулировкой первой скорости:

  1. Рычаг КПП выставить на первую скорость.
  2. Хомут кулисы, как и в предыдущем случае, ослабляется. Если не знаете, где расположен данный хомут в транспортном средстве, порекомендуем изучить сервисный мануал к авто. Там может быть наиболее точно указана информация по этому поводу. Если мануала нет или по каким-то причинам информации нет в нем, необходимо залезть под днище авто, чтобы обнаружить хомут.
  3. Когда хомут ослаблен, привод кулисы необходимо провернуть против часовой стрелки. Проворачивать привод необходимо, пока селектор коробки передач не упрется в пластмассовый стопор задней скорости. Почувствуете это сразу.
  4. Когда рычаг уперся в стопор, нужно пробраться под днище и затянуть хомут. Так заканчиваете процедуру регулировки механизма в авто.

В процессе нет ничего сложного, подробнее о механизме можно узнать из фото. Придерживайтесь всех действий, указанных в инструкции, и сможете все проделать сами. Но если не уверены, что это решит проблему, то лучше обратиться к специалистам. Возможно, они смогут осуществить качественную диагностику и при необходимости заменить механизм.

Фотогалерея

Фото 1. Так выглядит узел в разобранном виде Фото 2. Рычаг коробки передач Фото 3. Кулиса КПП автомобиля

«Регулировка узла на Дэу Сенс»

Источник: https://avtozam.com/kpp/kulisa-v-avtomobile-skrytyj-mehanizm/

Значение слова «Кулиса»

значением слова:

ж. франц. одна из обтяжных и раскрашенных рам, пялец,занимающих в театре бока зрелища. | Вздержка, очкура, вещь на сборах, навздерже. Кулисный, к ней относящ.

В словаре ожегова

КУЛИСА, -ы, ж. (спец.). Плоская часть театральной декорации в боковой части сцены. Мягкая к. (в виде занавеса). За кулисами (за сценой в театре; также перен.: скрытно, тайно). За кулисы (за сцену). За кулисами событий (перен.). || прил. кулисный, -ая, -ое.

В словаре ефремовой

Ударение: кули́са

  1. ж.
    1. Боковая плоская часть декорации, располагающаяся по краю сцены.
    2. см. также кулисы.
  2. ж.
    1. Рычаг или система рычагов, являющиеся звеном механизма, служащего для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот.
  3. ж.
    1. Береговая полоса, выступающая в море мысом.

В словаре фасмера макса

кули́са
через нем. Kulissе (XVIII в.; см. Шульц – Баслер 1, 409) или непосредственно из франц. coulisse от соulеr «скользить», лат. cōlāre «цедить».

В словаре д.н. ушакова

КУЛИ́СА, кулисы, ·жен. (·франц. coulisse).
1. Боковая декорация (театр.).
2. перен., только мн. Театральная, актерская среда. «Почетный гражданин кулис (Онегин).» Пушкин.
3.

Рычаг или система рычагов, служащая для перемены хода машины (тех.).
За кулисы, за кулисами (театр.) — за сцену, за сценой. Публике вход за кулисы воспрещается. За кулисами было необычайное волнение. За кулисами — перен.

втайне, негласно, закулисно. Переговоры держав велись за кулисами.

В словаре синонимов

занавес, полоса, звено, перегородка

В словаре энциклопедии

(франц. coulisse), звено кулисного механизма, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном (ползуном) поступательную пару. По виду движения различают кулисы вращающиеся, качающиеся, прямолинейно движущиеся.

В словаре синонимы 4

занавес, звено, перегородка, полоса

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

кули́са,кули́сы,кули́сы,кули́с,кули́се,кули́сам,кули́су,кули́сы,кули́сой,кули́сою,кули́сами,кули́се,кули́сах

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0

Что такое кулиса в коробке передач, где находится и для чего она нужна?

Посещая уроки водительского мастерства, вы наверняка помните, сколько времени уделялось изучению строения машины.

Базовые знания, безусловно необходимы, но в попытках уместить курс в сжатые временные рамки, инструкторы часто забывают о, на первый взгляд, не столь важных вопросах.

Понять тип, функционал и разобраться в конструкции такой составляющей как кулиса в коробке передач могут далеко не все, по причине незнания самого его существования. Попробуем разобраться с этим устройством более подробно.

Несмотря на особую прочность детали, кулиса в коробке передач склонна к поломкам и неисправностям

Что такое кулиса в коробке передач

Для начала, следует разобраться, что такое кулиса, какая её функциональная важность и для чего нужна кулиса в коробке передач. Отвечая на первый вопрос, следует уточнить, что точное техническое название звучит как «тяга привода управления коробки передач».

По ошибочному предположению многих, её часто называют как рычаг переключения передач. Однако, кулиса КПП – это многосоставная конструкция, функциональным предназначением которой является связывание рычага-переключателя со штоком, подводящим к коробке передач.

Из этого утверждения следует, что конструкция запчасти сама по себе является достаточно сложным механизмом, а сама кулиса в коробке передач выполняют соединяющую функцию рычага с КПП. В современных автомобилях эту деталь размещают под днищем (достаточно близко к карданному валу), а в автомобилях постарше её можно увидеть непосредственно под самой коробкой передач.

Как и любое другое устройство, кулиса в МКПП имеет свойство изнашиваться. Запас прочности всего механизма часто определяют этими самыми небольшими деталями, а значит, что неисправность хотя бы одной из составляющих ведет к потере первоначальной работоспособности. Поломки чаще всего связаны с длительным эксплуатационным сроком, попадания дополнительных элементов в систему (пыль, влага), или же недостаточно бережное отношение к самой КПП.

Наглядная схема составляющих механизма кулисы: 1 – гайка крепления опорной пластины; 2 – тяга привода управления коробкой передач; 3 – прокладка крышки люка; 4 – крышка люка рычага переключения передач; 5 – рукоятка рычага переключения передач; 6 – рычаг переключения передач; 7 – чехол рычага переключения передач; 8 – уплотнительный чехол; 9 – винт крепления крышки люка; 10 – задняя опора; 11 – корпус рычага переключения передач; 12 – нижний корпус рычага переключения передач; 13 – гайки крепления задней опоры; 14 – шайба задней опоры; 15 – гайка; 16 – кольцо распорное; 17 – стопорное кольцо; 18 – корпус шаровой опоры; 19 – пружина рычага переключения передач; 20 – ползун шаровой опоры; 21 – гайки крепления корпуса шаровой опоры; 22 – защитный чехол; 23 – наконечник тяги; 24 – пластина опорная; 25 – коробка передач.

Автомобильная кулиса: что это, как устроена, признаки неисправностей и самостоятельное регулирование

Каждый автомобилист должен знать элементарное устройство своего автомобиля. На курсах вождения предоставляется сжатая информация, при этом, многие моменты оказываются упущенными. Например, не рассматривается кулиса коробки передач. Ввиду этого, у многих автомобилистов складывается ошибочное мнение относительно этой важной детали в конструкции автомобиля. Такую ситуацию нужно немедленно исправлять.

Что такое кулиса в автомобиле — Справочник водителя

Привычно манипулируя рычагом переключателя скоростей, водитель вряд ли задумывается о том, каким образом происходит срабатывание механизма, переводящего КПП с одной передачи на другую. В этом нет особой необходимости, пока все работает как часы. Но когда возникают проблемы, автолюбители начинают «копать» информацию и тут-то всплывает слово КУЛИСА.

Что подразумевают под кулисой КПП

Дать точное и исчерпывающее определение понятию кулиса коробки переключения передач невозможно, поскольку, такого узла в автомобиле просто нет. Вы не встретите этот термин в руководствах по эксплуатации и ремонту автомобилей или другой технической документации.

Если быть точнее, то кулисой иногда называют тягу приводного механизма КПП. И это единственное технически обоснованное использование слова «кулиса» применительно к автомобильной трансмиссии или коробке передач.

Однако, когда говорят о кулисе КПП, обычно имеют в виду совсем иное.

Условно можно сказать, что это совокупность рычагов, тяг и других деталей, посредством которых перемещение водителем рычага в кабине преобразуется в переключение передач в коробке.

Правильнее было бы говорить о приводе механизма переключения передач. Но в состав привода входит ряд деталей, расположенных внутри КПП, а кулисой чаще всего называют то, что находится между рычагом в салоне и корпусом коробки передач.

Когда рычаг размещен на самой коробке, весь механизм полностью находится внутри КПП, а воздействие на вилки переключения передач происходит от рычага напрямую без промежуточных элементов. Переключение происходит четко, однако для такой конструкции необходимо дополнительное место на полу салона. Подобный вариант в современных моделях встречается редко.

Если же коробка расположена на некотором удалении от водителя, приходится применять дистанционный привод, который и называют в обиходе кулисой. Именно так обстоит дело в моделях, у которых мотор размещен поперечно, а таковыми являются почти все выпускаемые в наше время легковые автомобили.

Из-за применения дистанционного привода снижается тактильная четкость срабатывания включения скоростей и увеличивается усилие, которое необходимо прилагать к рычагу переключения. Кроме того, кулиса требует ухода и смазки.

Какие симптомы в работе переключения передач должны насторожить

В целом рассматриваемый механизм достаточно надежен, однако в нем немало подвижных, трущихся одна об другую деталей. Изношенность или поломка одной из деталей может нарушить нормальную работу всего узла.

Негативное влияние на состояние кулисы могут оказывать вода и грязь, недостаток смазки и отсутствие внимания со стороны владельца машины. Некоторые водители чересчур резко дергают рукоятку переключения скоростей, а неопытные автолюбители не совсем правильно манипулируют ее и педалью сцепления. Это тоже может привести к преждевременному износу привода управления КПП и самой коробки.

Кулиса КПП может сигнализировать о своей неисправности следующими симптомами:

  • переключение передач затруднено;
  • какая-то из передач не включается или вместо одной включается другая;
  • посторонние звуки при переключении;
  • люфт рычага переключения.

Разболтанность рычага до некоторых пор можно игнорировать. Однако по мере увеличения люфта растет и риск того, что однажды в ответственный момент вы просто не сможете переключить передачу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электропривод
Какой смазкой лучше смазывать подшипники

Закрыть