Консистентная смазка что это такое

Пластичные смазки, назначение консистентной смазки, классификация

консистентная смазка что это такое

В отличие от жидких масел пластичные смазки способны:

  • хорошо удерживаться на вертикальных поверхностях;
  • не выходить из контакта с трущимися поверхностями;
  • герметизировать смазываемый узел.

Материалы отличаются высокими смазывающими свойствами в широком температурном диапазоне и обладают длительным эксплуатационным периодом. Благодаря этому применение пластичных смазок может быть более экономичным в сравнении с жидкими маслами.

Состав

Консистентная смазка представляет собой концентрированную дисперсию твердого загустителя (10–15 %) в жидкой среде (70–90 %), в качестве которой выступают масла на синтетической или минеральной основе.

Загустителями служат соли высокомолекулярных кислот (мыла), твердые углеводороды, а также продукты органического и неорганического происхождения. Именно они позволяют материалу вести себя как твердое тело в спокойной фазе и как вязкая жидкость при появлении нагрузки.

Состав и количество загустителей регулируют эксплуатационные свойства пластичных смазок. Для придания материалу определенных качеств применяются модифицирующие присадки и добавки (до 5 % от общей массы). С целью снижения окислительных процессов могут использоваться органические антиоксиданты фенольной группы.

Ингибиторами коррозии служат производные парафина, а для повышения противоизносных свойств применяются эфиры ортофосфорной кислоты. В качестве антифрикционных и герметизирующих добавок выступают диосульфит молибдена, графит, порошки свинца, меди или цинка.

Функциональное назначение смазочного материала

В результате нанесения смазочного материала на рабочие элементы достигаются следующие условия:

  • снижается коэффициент трения на поверхности;
  • увеличивается скольжение рабочих элементов;
  • уменьшается износ поверхностей трущихся деталей за счет наличия между ними смазочной пленки;
  • происходит формирование антикоррозионной пленки, предохраняющей элементы механизма от разрушения;
  • обеспечивается защитный барьер при работе в агрессивных средах;
  • происходит охлаждение механизмов и отвод тепла (такого эффекта позволяют достичь пластичные смазки для подшипников).

Классификация продуктов

Основные виды консистентных смазок классифицируют по типу применяемого в них загустителя.

  • Мыльные. Для их приготовления используют соли карбоновых кислот. В эту группу входят кальциевые, натриевые и комплексные (с включением анионов лития, бария, алюминия и др.) смазки. Продукты на основе кальция (солидолы) являются самыми простыми, но имеют низкий температурный предел эксплуатации. Натриевые составы не обладают водостойкостью, поэтому практически вышли из употребления. Комплексные пластичные смазки термостойки и обладают высокими противозадирными свойствами.
  • Углеводородные. Составы изготавливаются на основе высокоплавких углеводородов. Преимущественно это канатные и консервационные материалы.
  • Неорганические. Для их загущения используют бентонит, силикагель, графит, асбест и другие вещества. Данный вид продуктов обладает высокой термостабильностью.
  • Органические. К ним относятся продукты на основе кристаллических полимеров и производных карбамида.

По области использования пластичные смазки делят:

  • на антифрикционные – самая большая группа, применяемая для снижения износа механизмов в процессе трения. В нее входят следующие виды смазочных материалов:
    • общего назначения (например, консистентная смазка для подшипников, материал для редукторов и зубчатых передач различных механизмов);
    • термостойкие (например, высокотемпературная консистентная смазка для скоростных узлов скольжения и качения, работающих в экстремальных температурных режимах);
    • морозостойкие (материалы, имеющие низкий порог загустения, используемые при очень низких температурах);
    • химически стойкие (например, консистентная смазка, используемая в механизмах, работающих в агрессивных средах);
    • приборные и др.
  • консервационные – предназначены для предотвращения коррозии деталей оборудования как в процессе эксплуатации, так и во время хранения;
  • уплотнительные – служат для герметизации соединений и облегчения их монтажа (например, консистентная силиконовая смазка для сальников запорной арматуры и резьбовых соединений);
  • узкоспециализированные – применяются в определенных отраслях с особыми требованиями к смазкам (пищевая, электротехническая и химическая промышленность, ж/д и авиационный транспорт и др.).

Стоит отметить, что данное разделение смазок весьма условно, так как материалы обладают одновременно несколькими свойствами и могут выполнять различные функции.

Основные свойства смазок

  • Прочностные качества. С помощью частиц загустителя в материале образуется структурный каркас, обладающий определенным пределом прочности на сдвиг, благодаря которому вещество способно удерживаться на вертикальных и наклонных поверхностях. На формирование каркаса также влияет химический состав жидкой основы. При увеличении температуры прочность материала уменьшается.
  • Механическая стабильность. Разжижение при деформации и обратное загустевание при снятии нагрузки является отличием смазок от жидких масел.
  • Вязкостные свойства. Эффективная вязкость материала определяется его прокачиваемостью при низких температурах. При большой скорости приложения нагрузки и увеличении температуры вязкость резко уменьшается.
  • Коллоидная стабильность. Эта характеристика пластичных смазок определяет их способность удерживать дисперсионную среду (базовую масляную основу) от выделения в отдельную массу в результате хранения или эксплуатации. На это влияет как вязкость самой жидкой составляющей, так и структурные связи загустителя.
  • Химическая стабильность. Способность смазок противостоять окислению под воздействием кислорода, которое приводит к образованию активных веществ, ухудшающих эксплуатационные свойства продукта.
  • Термическая стабильность. Сохранение пластичного состояния под влиянием кратковременного воздействия высоких температур.
  • Испаряемость масла. Один из важнейших показателей, определяющий стабильность смазки как при длительном хранении, так и при эксплуатации в условиях высокой температуры. Повышение концентрации загустителя за счет уменьшения количества масла приводит к изменению многих других характеристик.

Klüber Lubrication является крупным производителем смазочных материалов и предлагает качественную продукцию для различных областей применения.

Источник: https://www.Klueber.ru/ru/ru/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8/

Консистентные смазки и их применение

консистентная смазка что это такое

Применение смазки необходимо, чтобы сделать детали «скользкими. Присутствует в этом утверждении доля правды, но имеются, немаловажные причины использования консистентных смазочных материалов. Смазки способны уменьшить трение, снизить степень износа, уменьшить рабочую температуру, свести к минимуму коррозию металлических поверхностей

Что же такое смазка

Чтобы понять, зачем использовать смазку, необходимо разобраться – что это такое. Известно, что трение — это сила сопротивления относительного движения между двумя телами. Если бы трения не существовало, ничто никогда не смогло бы остановиться.

Нам нужны функция трения, но бывают случаи, когда мы хотим уменьшить силу присутствующего трения. Когда вы потираете, руки друг о друга, вы создаете тепло из-за трения между скользящими поверхностями от ваших рук. А теперь представьте, потирая руки 3600 раз в минуту – ваши руки были бы в огне! Нечто похожее происходит и в вашей технике.

Таким образом, если бы в оборудовании не использовались смазочные материалы, вряд ли смогли выдерживаться рабочие температуры, нагрузки, скорости. Катастрофического выхода оборудования из строя не возможно было бы избежать. Итак, сокращение трения, снижения теплоотдачи — только некоторые из причин, почему мы используем смазки.

Если посмотреть под микроскопом, при перемещении двух поверхностей относительно друг друга, мы бы увидели то, как два горных хребта трутся друг о друга. Когда это происходит, небольшие куски материала превращаются в маленькие абразивные частицы, в результате появления которых подвергаются истиранию, а также обламыванию более крупных осколков.

Этот замкнутый круг мы пытаемся разорвать, путем создания масляной пленки.

Типы масляных пленок

Два наиболее распространенных типов пленок смазочного материала — гидродинамическая и эластогидродинамическая. Первые находятся между скользящими поверхностями. Наиболее распространенным примером может служить подшипник скольжения.

Примером же эластогидродинамической пленки могут служить — шарикоподшипники или роликовые подшипники.

Из чего производят смазки?

Все смазочные материалы создаются на базовом масле. Есть три типа: минеральные, синтетические и растительные. Минеральное масло производят из нефти, и качество, напрямую зависит от процесса рафинирования. Существует шкала оценок на нефть и различное оборудование требуют различного качества нефти.

Минеральное масло в основном состоит из четырех различных типов молекул — парафин, разветвленные парафиновые молекулы, нафтеновые и ароматические. Парафиновые масла имеют длинную, прямую структуру, а разветвленные парафиновые масла такие же, но с ответвлением в стороны. Они используются главным образом в моторных маслах, промышленных смазках и технологических маслах.

Например, смазка Fliessfett ZS KOOK-40 — Жидкая консистентная смазка для центральных систем, на минеральной основе, полученная с использованием высококачественных материалов и присадок.

Нафтеновые масла имеют насыщенную кольцевую структуру и являются распространенными в умеренных температурах.

Ароматические масла имеют ненасыщенную циклическую структуру и используются для изготовления уплотнений соединений и клеев.

Синтетические масла имеют одинаковую прямую структуру. Синтетический молекулярный размер и вес являются постоянными в то время, как в минеральных маслах сильно различаются.

Какая основа предпочтительна

И всё же, лучшими качествами обладают именно минеральные масла. Так, во многих случаях, минеральное масло является предпочтительным основанием из-за невысокой стоимости, токсичности, растворимости и образовании опасных отходов.В крайних случаях (высокие температуры, низкие температуры застывания, огнестойкость, термостойкость) высокая прочность на сдвиг, и высокий индекс вязкости синтетической основы бывает как нигде кстати.

Источник: https://www.moly-shop.ru/blog/smazki-primenenie

Консистентная смазка определения и понятия

консистентная смазка что это такое

Кроме жидких масел, используются также консистентные (или пластичные) смазки, которые получают загущением минеральных или синтетических масел мылами высших жирных кислот (литиевыми, кальциевыми, натриевыми и др.), твердыми углеводородами (парафином, церезином), другими веществами (сажами, жирами и т. д.). Они содержат антиокислительные, противокоррозионные, противоизносные и другие присадки, улучшающие свойства смазок.

Использование консистентных смазок

Консистентные смазки имеют вид мазей, различающихся консистенцией, расцветкой и структурой.

Используют их преимущественно в местах, где из-за конструктивных особенностей невозможно нанести обычные смазочные масла (в открытых узлах машин, для электродвигателей, зубчатых передач, набивки подшипников, сальниковых насосов, блоков, канатов, цепей и т. п.).

Консистентные смазки употребляются также для защиты деталей машин и инструмента от коррозии, особенно при их длительном хранении, и для уплотнения разъемных соединений.

Свойства консистентных смазок отличаются от свойств минеральных масел. Качество смазок определяется в основном пенетрацией, эффективной вязкостью, пределом прочности, термоупрочнением, температурой каплепадения, содержанием воды.

Пенетрация – степень густоты смазки, определяемая пенетрометром. За единицу пенетрации принято погружение на 0,1 мм конуса особой формы в смазку за 5 с. Вместо пенетрации для характеристики многих смазок пользуются показателями эффективной вязкости, предела прочности и термоупрочнения.

Эффективная вязкость отражает способность смазки течь подобно жидкости после разрушения структуры. Выражается она в паскаль-секундах (Па-с) или пуазах (П) и определяется специальными вискозиметрами.

Предел прочности характеризует способность смазки удерживаться на движущихся деталях, наклонных поверхностях, в негерметизированных узлах трения.

Термоупрочнение отражает изменение свойств смазки в процессе работы в узле трения и определяется отношением пределов прочности смазки до и после ее термообработки. Предел прочности определяют на прочномере CK.

Температура каплепадения устанавливается специальным прибором, нагреваемым в определенных условиях. Она представляет температуру, при которой из чашечки с отверстием падает первая капля смазки. Верхний температурный предел применения смазок должен быть ниже температуры каплепадения на 15—20 °С.

Читайте так же:  Прочность на растяжение

Консистентные смазки, за исключением кальциевых, не должны содержать воду. В кальциевых смазках, в частности в солидолах, вода в количестве до 3 % является составной частью смазки. ее определяют специальным прибором в лаборатории.

Для обработки узлов и деталей станков и механизмов используются следующие виды смазки: солидолы, масла индустриальные общего назначения, масло ВНИИ НП-401 – для смазывания; масло консервационное К-17 – для подготовки к длительному хранению.

Солидолы

Солидолы – консистентные смазки общего назначения, получаемые загущением минеральных масел кальциевыми мылами на основе натуральных растительных масел (жировые солидолы) или синтетических жирных кислот (синтетические солидолы). Солидолы отличаются друг от друга температурным диапазоном работоспособности.

Солидол жировой (ГОСТ 1033—79*) предназначен для смазывания узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов, работающих в основном при температурах от ?25 до +65 °С. Иногда в мощных механизмах (подшипники, шарниры. блоки и т. д.) смазка работает и при температуре до ?50°С. В зависимости от условий применения установлены две марки смазки:

солидол Ж — для заправки в разбираемые узлы трения, работающие при температурах от ?50 °С до +65 C и для заправки узлов трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах до – 20 °С;

пресс-солидол Ж – для заправки узлов трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах не ниже – 20 °С.

Смазки представляют собой однородную мазь без комков, от светло-желтого до тем- но-коричневого цвета, температура вспышки смазки – выше 200 °С.

Солидол синтетический (ГОСТ 4366—76[v]) предназначен для тех же целей, что и солидол жировой. В зависимости от условий применения также установлены две марки смазки:

солидол С – для заправки в разбираемые узлы трения, работающие при температурах до – 50с C и в случае заправки в узлы трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах до ?20 °С;

Читайте так же:  Органические смолы

пресс-солидол С – для заправки в узлы трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах ниже ?20 °С.

Смазки представляют собой дистиллятное масло, индустриальное масло общего назначения, веретенное масло для производства солидола или смесь указанных масел. Внешний вид смазки – однородная мазь без комков коричневого цвета. Температура вспышки смазки – выше 165 °С.

Источник: https://arxipedia.ru/materialy-i-svojstva/konsistentnye-smazki.html

Консистентная смазка

Если конструкция некоторых узлов такова, что при смазывании обычной смазкой последняя вытекает, не задерживаясь на детали, или же смазать узел или деталь невозможно из –за затруднённого  доступа к ним, применяют специальную смазку, которую называют консистентной.

  В отличие от жидких смазок, эта смазка при температуре, близкой к обычной, имеет вид медицинской мази. Её изготавливают, в основном, из двух компонентов: жир растительного или животного происхождения и минеральные масла.

В процессе изготовления смесь нагревают, добавляют в качестве катализатора едкий натр (отечественная технология).

В процессе изготовления добавляются загустители, например, бисульфат молибдена, так называемое алюминиевое, кальциевое или литиевое мыло и мыла других металлов. Кроме того, добавляются присадки, придающие смазке свойства, улучшающие её качества. Это такие, как предотвращение коррозии, уменьшающие износ деталей, вязкость, не дающей смазке вытекать при повышении температуры, при движении, при нахождении  детали, которую смазывают, в наклонном положении и другие.

Существует и такой вид смазок, как консистентная силиконовая смазка. Она изготавливается из синтетического силиконового масла и загустителя, состав которого в полной мере компании не раскрывают, но основа его это полиметилсилоксановая жидкость.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой компрессор лучше масляный или безмасляный

Она не токсична по отношению к человеку, даже попадая на его слизистые оболочки, что очень важно в наше время.

Её наличие в составе смазки приводит к тому, что на поверхности смазываемой детали остается слой, который надолго будет работать как защита от влаги и для уменьшения силы трения до минимума.

Смазка имеет отличную адгезию, поэтому она не стекает с детали, а остается там, где другая смазка давно бы вытекла. Эта консистентная водостойкая смазка имеет очень широкое применение, причем в различных сферах, особенно если её производитель проверен другими потребителями.

Какие смазки консистентные считаются универсальными

Если рассматривать силиконовую смазку, которая действительно универсальная и может применяться как смазка для пищевой промышленности, так для любой другой техники, её цена достаточно высокая, тюбик смазки OKS 1100, 10 грамм стоит от 650 рублей.

Универсальная пищевая силиконовая смазка OKS1110

Другим очень распространённым видом универсальной консистентной смазки можно назвать смазку на литиевой основе. Вернее, её можно считать первым видом из – за того, что она применяется очень широко, от автомобильной промышленности до продукции общего применения. В автомобиле ею можно заменить специальные автомобильные смазки, причем отработают эти смазки не хуже специальных.

Литиевая консистентная смазка применяется в качестве смазки для велосипедов, подшипников, особенно это касается подшипников качения, суппортов разного назначения, различных узлах и механизмах. Для редуктора с планетарной передачей желательно использовать более жидкий вариант консистентной смазки, иначе могут быть проблемы с работой шестерен.

Смазка консистентная от Oleo-Mac , специально для смазки внутри для редукторов

Конечно, для каждого направления используется свой состав этой смазки, для тех же подшипников она должна при нагревании не растекаться, а сохранять свою консистенцию. Для этого в состав вводят касторовое масло, омылевание происходит с помощью едкого натра. Также можно использовать и графитовую смазку.

Подшипник, заполненный консистентной смазкой

Выбираем смазку для подшипников

Подшипник это  сборная деталь, в котором смазка становится его частью  и без которой подшипник практически не работает. Скольжение тел качения без смазки невозможно, поэтому от неё зависит много.

Первое, это снижение трения одной детали о другую. При наличии трения происходит нагрев, например, шариков и обоймы. При нагреве тела расширяются, взаимодействуют друг на друга, происходит деформация и подшипник попросту клинит. Второе, эта же смазка играет роль теплообмена, она отводит тепло от нагретой детали. Третье, покрывая детали подшипника, она защищает его, особенно открытый, от влаги и грязи. Четвертое, что также важно, работа смазанного подшипника в разы тише, чем у сухого.

Можно выбрать и универсальную консистентную смазку, но для лучшей работы и продолжения срока службы лучше к выбору смазки подойти более обстоятельно.

Не все виды подшипников смазываются путем наполнения Литола -24 в промежутки между шариками, некоторые виды подшипников нужно смазывать, окуная их в масляную ванну, или же капельной или струйной подачей, некоторые требуют смазку так называемым масляным туманом или по циркулярной системе. Естественно, это специальные виды подшипников, имеющие защитные шайбы с обеих сторон.

Для таких видов обработки подшипников нужна специальная жидкая смазка. Она применяется, например, в редукторах. Пополняют её раз в месяц, а полная замена раз в 4-6 месяцев. Этот вид смазки отлично отводит тепло от нагрева в процессе работы.

Если это подшипники, открытые с одной или с двух сторон, лучше использовать для них пластичные консистентные смазки, которые начинают плавиться при температуре выше +30 градусов. Они имеют низкий показатель текучести, кроме того, отвод тепла не самый лучший, но зато менять их или добавлять можно очень редко. Это всем известный Литол -24, который знают практически все.

Если подшипник предназначен для работы при высоких температурах, или при отрицательных, например, при – 50 градусов, используют специальные пигментные смазки. Это синяя смазка ВНИИНП – 246, которая так и называется – подшипниковая. Работает как в вакууме, так при температурах от- 80 до +200 градусов. Можно применять и смазку ВНИИНП -235, но при работах в вакууме она не подходит, имеет тёмно синий, почти фиолетовый цвет.

Смазка, изготовленная по ГОСТу, ВНИИНП -235

Кстати, очень многие компании, производящие смазочные материалы стали использовать синий цвет как отличительный и добавляют краситель, который по сути не играет роли в качестве, в свои смазки. Появились и зелёные смазки, цвет которых показывает на экологичность  смазки, красные, которые используют в высокотемпературных подшипниках.

По производителям можно отметить таких, как Castrol Limited, Luqui Moly, British Petroleum, Valvoline, Mobil, Skf.

Купить консистентную смазку, если необходимо, достаточно легко, но её цена зависит от производителя, объема и естественно, продавца. Купить, например, пластичную консистентную смазку SKF LGMTможно по цене 253 рубля за 40 грамм и картридж 420 мл за 1300 рублей. В то же время Солидол – Ж тюбик 160 грамм стоит 23 рубля, Литол – 24, тюбик 160 грамм стоит 35 рублей.

Силиконовая смазка Super GLIDEX, весом в 40 грамм можно купить по цене от 120 рублей.

Какую смазку  лучше использовать для велосипеда

Велосипед обычно работает при невысоких скоростях и небольших нагрузках, кроме специальных велосипедов. Температура использования этого вида транспорта должна быть комфортной, то есть при отрицательных температурах желающих использовать его будут 0,1%,не более. Кроме того, на детали велосипеда, в том числе и вращающие всегда попадает пыль, грязь и вода.

Поэтому смазку нужно использовать с учетом этих факторов. Она должна быть в меру густая и в меру пластичная, так как очень густая просто выталкивается из рабочей зоны. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что летом смазка быстрее плавится.

Например, применять летом Солидол Ж можно, для втулок и кареток при применении его можно разбавить индустриальным маслом. Осенью эта смазка может застывать и поэтому лучше использовать подшипниковую смазку, ту же ВНИИНП – 235, которая не нанесет вреда резине, если попадет на колесо, так как она вполне инертная.

Тем, кто занимается велосипедным спортом, можно порекомендовать и универсальную вертолетную смазку AeroShell Grease 14 , правда это удовольствие не очень дешевое.

Универсальная смазка для вертолетов и другой техники AeroShell Grease 14

Можно использовать и специальную смазку для велосипедов.

Велосипедная смазка

Способы нанесения смазки

Смазку наносят или выдавливая из тюбика, или при помощи шприца. А если предстоит достать для труднодоступного места, до которого не достать этими средствами, тогда используем пистолет для консистентной смазки. Что бы заполнить картридж пистолета, открываем крышку, вытягиваем наружу из корпуса шток.

Они обычно состоят из двух деталей, это картридж с находящейся в нем смазкой и крышка, в которой находится сопло.

Возможно, картридж вынимается вместе со штоком. В этом случае при помощи защелки, которая обычно находится на вынимаемом штоке. Вынимаем картридж, затем хорошо протираем пистолет и вставляем новый картридж со смазкой, не забывая снять с него колпачок, который закрывает картридж. Если смазка густая и есть воздушная пробка, встряхиваем картридж, что бы она переместилась.

Пистолет, который используют для внесения смазки

После этого закручиваем все в обратной последовательности. Набираем смазку из емкости, вставив нижний конец корпуса в неё. Прокачиваем рукояткой, что бы смазка поднималась.

Кроме пистолета  для более крупных работ используем нагнетатель консистентной смазки.

Нагнетатель консистентной смазки, применяется в СТО и крупных мастерских

Такое оборудование уже классом выше, используется в крупных мастерских. Смазка солидолом и другими смазочными веществами при этом значительно упрощается.

Конструкция их достаточно простая, обычно используется сжатый воздух или механическая подача. Возможность точного дозирования подачи смазки делают этот процесс простым.

Обычно они устанавливаются на колёсиках, и возможность легкого перемещения контейнера с маслом значительно упрощают работу.

Механический нагнетатель бывает с подачей ручной, ножной, с пневмоподачей.

Источник: http://themechanic.ru/konsistentnaja-smazka/

Пластичные смазки: свойства и классификация

 

К категории смазочных материалов относятся моторные и трансмиссионные масла, различные жидкости на основе нефтепродуктов и пластичные смазки.

Смазочные материалы — это неотъемлемый компонент практически любого механизма. Помимо основной функции смазки поверхностей деталей, подверженных трению, они выполняют множество других функций, в том числе герметизации, антикоррозийной защиты, охлаждения, защиты от ударной нагрузки. 

Производство 

Пластичные смазки изготавливаются из 3 компонентов — базового масла, присадок и загустителя. В качестве базового масла применяются синтетические или минеральные с различной вязкости.

В качестве присадок используют стандартные присадки и модификаторы трения:

  • Антиоксиданты;
  • Противоизносные/противозадирные компоненты;
  • Адгезионные компоненты;
  • Ингибиторы коррозии;
  • Твердые вещества (графит и дисульфит молибдена).

В качестве загустителя используется два вида компонентов:

  1. Литиевый или натриевый загуститель, состоящий из жирной кислоты и гидроксида металла;
  2. Комплексное мыло, состоящее из смеси жирных кислот и гидроксида металла.

Степень густоты загустителя регулируется добавлением модификатора структуры — специального компонента, позволяющего делать загуститель более густым или более жидким.

Все основные свойства смазки — степень адгезии, температурная стойкость, стойкость к вымыванию водой, механическая стабильность, определяются именно свойствами загустителя.

Не важно, какое базовое масло использовано в смазке, важно на основе какого загустителя она изготовлена. Именно этот показатель определяет применение той или иной смазки.

Свойства 

Основная функция пластичной смазки, хоть далеко и не единственная, заключается в снижении трения между поверхностями деталей, соприкасающихся между собой в процессе работы механизма. В этом смысле пластичная смазка похожа на масло.

Однако у пластичной смазки есть одна особенность — это принцип ее работы, основанный на свойствах загустителя впитывать базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии.

Принцип работы пластичной смазки напрямую зависит от того, какой загуститель применялся производителем при производстве той или иной пластичной смазки.

Когда пластичная смазка закладывается в узел трения, например в подшипник, на направляющую или какую-либо другую поверхность, то смазывает не сама пластичная смазка, а смазывает базовой масло, которое выступает из ее структуры. При работе узла, в который нанесена пластичная смазка, внутри него возникает механические нагрузки. Например, внутри подшипника при его вращении ролики или шарики прокатываются по телам качения, соответственно, смазка подвергается механическому воздействию.

Как следствие, загуститель расширяется и из его пор выделяется базовое масло, которое непосредственно смазывает поверхность. Как только подшипник перестает вращаться, загуститель снова впитывает в себя базовое масло.

Принцип действия загустителя похож на принцип действия губки, при надавливании на которую из ее структуры выступает вода, а если ее отпустить, то она снова впитает воду.

Применение 

Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:

  1. Защита от износа — одна из основных функций;
  2. Герметизация подшипников — для того, чтобы не допустить попадания в узел воздуха, газов, жидкостей;
  3. Защита от кавитации — для снижения вибрации и шума в узле трения;
  4. Защита от коррозии — для защиты поверхностей, куда может попасть влага и появиться коррозия;
  5. Защита от ударных нагрузок — там где нельзя обеспечить защиту смазыванием маслом, но необходимо, чтобы на поверхности трения всегда находился смазывающий материал.

К преимуществам можно отнести характеристики:

  • Простота подачи в узел трения.
  • Смазка легко закладывается в узел трения и в течение долгого времени сохраняет свои свойства, оставаясь в нем;
  • Высокая степень адгезии. Смазка, обладая высокой липкостью, прочно держится на поверхностях трения, не стекает, обеспечивая при этом смазку в любой момент времени;
  • Снижение шума и вибрации. Благодаря густой консистенции пластичных смазок, они прекрасно выполняют роль демпфера при ударных воздействиях, возникающих при вибрации.

Недостатки:

  1. Отсутствие охлаждающих свойств. Если у масла одна из функций состоит в охлаждении узла, куда оно подается, то у пластичной смазки такое свойство отсутствует;
  2. Отсутствие моющих свойств. Если узел подвергается загрязнению, или в нем накапливаются продукты износа, то они будут там копиться до тех пор, пока не станут действовать как абразив. Результат — выход узла из строя и его последующая замена;
  3. Ограничение по прокачиваемости. Есть ряд показателей, которые позволяют нормировать смазывающие материалы по степени прокачиваемости. Чем гуще смазочный материал, тем он труднее прокачивается по каналам туда, куда требуется подать смазывающий материал.

Виды пластичных смазок

От содержащихся компонентов, разделяются на несколько типов:

  1. Кальциевые смазки, больше известный как солидол. Данный тип смазок получил широкое применение в силу своей универсальности и невысокой стоимости. Солидол применяется как для смазки узлов трения, так и для консервации, поскольку обладает высокими водоотталкивающими свойствами.
  2. Графитные смазки. Данный тип смазки также относится к солидолам, однако обладает повышенной термоустойчивостью и антифрикционными свойствами. Гафитная смазка часто используется для внесения в высоконагруженные узлы, например шрус.
  3. Литиевые смазки, известные также как литол-24. Литол широко применяется в качестве универсальной смазки практически по всех узлах, требующих внесения смазки с повышенными эксплуатационными характеристиками. Литол также обладает высокими консервационными свойствами.

Пластичные смазки, в силу своих особенностей, применяются там, где применение обычных масел невозможно.

Отличаясь простотой, они выполняют множество функций, недоступных для обычных смазочных масел. Данный тип смазочных материалов можно по праву отнести к универсальным.

Источник: https://pomaslam.ru/smazki/plastichnye-smazki.html

Консистентная смазка для автомобиля, назначение, спецификация

Консистентная смазка для автомобиля – это особая группа пластичных масел для отдельных узлов трансмиссии, которая в зависимости от состояния может находиться как твердой, так и в жидкой фазе. Пластичные смеси применяются для снижения силы трения в местах контакта соприкасающихся деталей, где обычная масляная жидкость не задерживается: рычажные или шарнирные соединения, подшипники, червячные передачи и др.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое пластичная смазка

Характеристика пластичных смазок

Консистентные смазки относят к разряду аномальных жидкостей. В спокойном состоянии они представляют собой упругие твердые вещества. В случае возникновения механических нагрузок субстанция переходит в жидкую фазу. Лишь только воздействие на детали ослабевает, масло вновь приобретает свою обычную форму.

Свойства

Консистентные смазки производятся путем смешивания жидких минеральных или синтетических масел с твердыми загустителями. Загустители создают в структуре продукта своеобразный каркас, служащий для удержания жидкой дисперсионной среды.

К физико-химическим свойствам пластичных смазок относится ряд параметров, которые аналогичны для жидких масел, но разнятся с ними своим количественным составом и методами испытаний качества продукции.

В зависимости от технических характеристик консистентные составы условно делятся на 2 группы. Первая категория величин определяет термические условия применения смазки, ее защитные и смазывающие качества:

  • температурный порог каплепадения;
  • пенетрацию;
  • вязкость;
  • прочность;
  • коллоидную стабильность.

Вторая группа характеризует предельное значение количества вредных примесей:

  • щелочей;
  • механических включений;
  • кислот;
  • золы;
  • воды.

В пластичной структуре материала при нагреве происходит обрушение кристаллической решетки, и смазка в этот момент переходит в жидкое состояние. Температурная граница, обозначающая начало изменения аморфного состояния вещества называется температурой каплепадения. Это значение зависит от типа и объемного содержания загустителя.

В зависимости от величины термических показателей смазки делятся:

  • низкоплавкие (≤ 65°C);
  • среднеплавкие (65–85°C);
  • тугоплавкие (85–100°C).

Для эффективной защиты трущихся деталей, во время выбора масла, необходимо учитывать, что индекс текучести смазочного материала должен быть больше на 12–20°C температурного порога обслуживаемого устройства.

Пенетрация смазки определяет консистенцию смеси и измеряется в градусах. Густота материала исследуется путем опускания в масло конусообразной иглы (температура 25°C), которая под воздействием своего веса в течение 5 с должна показать определенную глубину погружения. Чем пластичней состав, тем больше значение пенетрации.

Эффективность вязкости смазки определяют посредством перегонки (прокачивания) под давлением образца материала по шлангам заданного диаметра. Выбранный состав и минимальная температура, при которой он способен прокачиваться определяет величину вязкости экземпляра.

Параметр прочности указывает какое оптимальное усилие нужно применить к смазочной смеси, чтобы при заданной температуре деформировать (сдвинуть) первый ряд масла относительно следующего. Если смазка обладает достаточным пределом прочности, то она будет хорошо удерживаться на вертикальной плоскости.

Источник: https://prem-motors.ru/konsistentnaja-smazka-dlja-avtomobilja-naznachenie-specifikacija/

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики — Токарь

Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.

Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.

Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.

Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.

Консистентная смазка, что это такое?

Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.

Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).

Консистентная смазка под микроскопом

До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.

Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.

В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.

При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.

Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.

Свойства пластичных смазок

Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.

Главный параметр – температура каплепадения

Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.

Любое масло при нагреве меняет вязкость: проще говоря, становится более жидким. Обратная сторона медали: высокотемпературная консистентная смазка может оказаться слишком густой в зимних условиях, и на проворачивание механизма придется затрачивать больше усилий.

Эффективная вязкость

Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности. Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах.

Пенетрация

Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).

А такие компании, как Liqui Moly, выпускают консистентную смазку в основном для розничной торговли.

Виды консистентных смазок

  1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
  2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C).

    Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.

  3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
  4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами.

    Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты  резиновых уплотнителей.

  5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
  6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
  7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

Универсальная консистентная смазка

На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.

Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.

Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:

  • индустриальные (для механических агрегатов и транспорта) Например, солидол;
  • медицинские (они же пищевые);
  • специальные (для измерительных приборов, бытовой и офисной техники).

Источник: https://nzmetallspb.ru/stanki/smazka-konsistentnaya-tipy-svojstva-i-harakteristiki.html

Консистентные смазки

08.05.2019

Консистентные пластичные смазки созданы, чтобы решать следующие задачи:

  • уплотнения в узлах трения
  • создание разделительного слоя
  • защита от влаги и абразивных веществ
  • смазка высоконагруженных узлов
  • смазка узлов, находящихся в условиях экстремальных температур (как минусовых, так и плюсовых)

Решение данных проблем привели к созданию консистентных (пластичных смазок).

Что такое консистентная смазка?

Консистентная (пластичная) смазка – это обладающий хорошей адгезией состав. Основой служат жидкие масла – нефтяные (минеральные) или синтетические (кремнийорганические, на основе углеводородного, галогенуглеродного или другого сырья). На их долю приходится от 70 до 90% общей массы. Базовое масло обеспечивает текучесть. Для улучшения свойств в его состав вводятся загустители и добавки.

Загустители создают «пространственный каркас» – в их «ячейках» удерживается масло (вплоть до момента, когда будет нарушена коллоидная структура). На долю загустителя приходится 8-20%. Находят применение:

  • синтетические вещества (РТFЕ, полимочевина);
  • неорганические загустители (например, силикагель);
  • металлические мыла на основе бария, натрия, цинка, свинца, алюминия, лития (последний металл присутствует почти в 70% продукции);
  • комплексные мыла (наиболее распространен литиевый комплекс).

Для улучшения эксплуатационных характеристик используются:

  • присадки, снижающие износ механизмов, обладающие антиокислительными, антитурбулетными, антидымными, восстанавливающими и другими свойствами;
  • твердые наполнители неорганического происхождения, обеспечивающие антифрикционные и герметизирующие свойства (чаще всего используются дисульфид молибдена, графит);
  • модификаторы структуры, повышающие эластичность.

Свойства и характеристики

Все пластичные (консистентные) смазки обладают тиксотропностью – способностью разжижаться от механического воздействия и возвращать исходную консистенцию в состоянии покоя. Основные их характеристики:

  • максимальный температурный порог (температура каплепадения) – показатель, при превышении которого вещество теряет исходное агрегатное состояние и становится текучим (так же есть смазки, которые не имеют температурного порога каплепадения);
  • консистенция – число пенетрации зависит от состава, оно показывает степень густоты в твердом состоянии (измеряется от 0 до 6 – показатель тем выше, чем гуще продукт);
  • предел прочности – минимальное усилие, в результате которого происходит сдвиг слоев по отношению друг к другу и нарушается коллоидная структура (чем ниже показатель, тем хуже удерживается вещество в подшипниковых узлах);
  • испаряемость – чем активнее дисперсная среда испаряется, тем гуще со временем становится масса;
  • коллоидная стабильность – эта характеристика показывает способность вещества сохранять исходную консистенцию (сопротивляться выделению масла);
  • водостойкость – важная качественная характеристика, показывающая способность смазки сохранять свои свойства под воздействием воды;
  • смазывающие и противозадирные свойства – они зависят от густоты масла-основы и показателей вещества-загустителя в предельных условиях;
  • защитные свойства – способность вещества препятствовать повреждению металла коррозией во влажной среде.

Для конструкций с централизованной системой смазки имеет значение такая характеристика, как предел возможности запрессовки. ЦСС продавливает смазку до 3 NLGi.

Виды

По типу используемых загустителей выделяют следующие основные виды пластичных смазок:

  • натриевые, натриево-кальцивые – устойчивость к влаге отсутствует, температурный диапазон – от 70 до 100°C;
  • литиевые – они имеют низкую устойчивость к влаге, но способны выдерживать серьезное давление в рабочей зоне и имеют продолжительный срок службы;
  • бариевые – при высокой устойчивости к воде они обладают еще одним преимуществом – стойкостью к напряжению сдвига;
  • алюминиевые – такой состав может использоваться при высоких термонагрузках, он обеспечивает защиту от окисления, обладает устойчивостью к высокой влажности;
  • тефлоновые – к их достоинствам можно отнести высокий температурный порог (вплоть до 250°C), а также антифрикционные и диэлектрические свойства;
  • силиконовые – благодаря характеристикам загустителя они не смываются водой, обеспечивают хорошую антикоррозийную защиту, имеют неплохие антифрикционные свойства;
  • полиуретановые – главным их преимуществом является абсолютная безвредность для человека (продукция используется в медицинской и пищевой промышленности), недостаток – короткий срок службы (материал подвержен биологическому разложению).

Назначение

Консистентные смазки продлевают срок службы элементов агрегатов и узлов за счет уменьшения износа трущихся поверхностей. Они:

  • при любых нагрузках, скоростях, температурах обеспечивают разделение взаимодействующих поверхностей;
  • защищают от нагрева, возникающего при трении;
  • ограждают поверхности от негативного действия частиц, образующихся при работе механизмов или попадающих извне, а также обладают способностью выводить их из зоны соприкосновения;
  • подходят практически для всех узлов трения «металл/металл» или «металл/пластик».

Особенности

Уникальность смазочного материала заключается в способности проявлять свойства жидкости или твердого тела – состояние зависит от нагрузки. Если она незначительна или отсутствует, то вещество сохраняет плотную консистенцию.

Когда нагрузка превышает предел прочности, то смазка приобретает текучесть. Увеличение скорости движения металлических узлов приводит к равномерному распределению массы по всем контактирующим друг с другом частям деталей.

Когда деформация прекращается (отсутствует напряжение сдвига), то теряется текучесть и вновь приобретается твердость.

Консистентные смазочные материалы применяются при широком диапазоне температур. Их главная особенность – отличное сцепление с поверхностью. Пластичные смазки способны держаться на поверхности в любом положении, не стекая вниз под действием гравитации, не вытекая из негерметизированных узлов трения. Некоторые их виды обладают отличными герметизирующими и консервационными свойствами.

Классификация

Важно! Классификацию пластичных смазок регламентирует ГОСТ 23258-78.

Для обозначения используются буквенные и цифровые символы. Они располагаются в установленном порядке и дают полное представление о характеристиках продукции:

  • к какой группе относится (термостойкая, морозостойкая, общего назначения, многоцелевая, приборная, отраслевая, вакуумная, резьбовая, арматурная, брикетная);
  • какой тип загустителя используется (обозначается русскими буквами);
  • каков температурный интервал применения (приводится в виде дроби мин./макс.);
  • какой тип дисперсионной среды используется;
  • какую консистенцию имеет (от 000 до 6, соответственно – от очень жидкой до сверхтвердой).

Некоторые виды пластичных смазок создаются специально для корпоративных потребителей (производителей автомобилей, подшипников, агрегатов). Формула составляется в соответствии с ТЗ заказчика. При разработке состава для широкого круга потребителей учитываются диктуемые рынком требования.

Источник: https://indatech.ru/articles/konsistentnye-smazki

Пластичные (консистентные) смазки и их классификация

Пластичные смазки, как правило, изготовлены путем загущения базового масла различными типами загустителей. Для придания смазкам необходимых функциональных свойств в них добавляют те или иные присадки и/или наполнители. Таким образом, состав смазки = базовое масло (80-90%) + Загустители + Присадки.

Типы загустителей

  • Мыла (соли высших карбоновых кислот). В зависимости от катиона мыла их разделяют на литиевые, кальцивые, алюминиевые, натриевые и др.
  • Комплексные мыла на основе солей разных кислот одного катиона.
  • Неорганический загуститель (например, бентонитовая глина).
  • Синтетический загуститель (например, политетрафторэтилен).

Базовое масло

В качестве базового может использоваться как минеральное, так и синтетическое масло. Базовое масло в совокупности с загустителями определяют реологические (пластические) свойства смазки.

Присадки

В пластичные, так же как и в жидкие смазочные материалы, присадки добавляются для придания им заданных свойств. Кроме присадок, характерных для масел, в пластичную смазку могут добавляться твердые добавки, такие, как дисульфид молибдена (MoS2) и графит.

Консистенция

Консистенция — условная мера механической прочности, которая выражается в номерах или степенях консистенции 000 до 6, определяемой по системе NLGI (National Lubricating Grease Institute) и выражаемой в числах пенетрации. Чем выше номер, тем гуще смазка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое паяльный жир

Для измерения пенетрации используется специальный конус, которому погружается в смазку под действием своего веса в течение 5 секунд при температуре +25°C. Глубина погружения конуса измеряется, и по результатам измерения определяется показатель пенетрации.

Консистенция:

  • ЯВЛЯЕТСЯ мерой относительной «твердости» смазки.
  • ЗАВИСИТ от количества загустителя и вязкости базового масла.
  • ПОДБИРАЕТСЯ в соответствии с особенностями применения и подачи смазки.
  • ВЛИЯЕТ на смазывающую способность смазки, текучесть и уплотнительные свойства.

Температура каплепадения

Температура, при которой смазка из квазитвердого (пластичного) состояния переходит в жидкое и появляется первая капля из отверстия при стандартных условиях испытания.

Смазочные свойства

Смазывающие свойства пластичной смазки и ее способность нести нагрузку зависят как от вязкости базового масла, так и от поведения загустителей в предельных условиях смазывания и их совместной способности образовывать масляную пленку. Противоизносные и противозадирные качества смазки определяют на основании испытаний на специальном стендовом оборудовании (SKF R2F, Timken EP, Almen EP и др.).

Предел возможности запрессовки

Возможность запрессовки смазки под давлением в трущуюся пару является одним из важнейших показателей качества смазки применительно к использованию в конструкциях с централизованной системы смазки, особенно в условиях холодного климата. Фирма Safematic разработала метод испытаний смазок на данный показатель, при котором фиксируется нижняя рабочая температура. Safematic регулярно обновляет и публикует результаты своих исследований.

Защитные свойства

Защитные свойства по SKF Emcor определяются как степень повреждения коррозией подшипника, покрытого смазкой, в присутствии воды.

Водостойкость

Характеризует способность смазки сохраняться в подшипнике под воздействием водной струи. Определяется количеством вымытой смазки (в процентах от исходной).

Источник: https://autolubricants.info/smazki/plastichnye-konsistentnye-smazki-i-ix-klassifikaciya/

Смазка консистентная

Смазка консистентная, или пластичная, используется на ровне с жидкими маслами. Их производят путем загущения жидких смазок мылами жирных кислот, твердыми углеводородами или другим веществами. Для улучшения их свойств используют различные присадки, обладающие противокоррозионными, антиокислительными и противоизносными свойствами. Характеристика и применение таких смазок отличаются от жидких.

Состав и отличительные особенности

Консистентная смазка может иметь различный состав, но практически всегда в ее основе лежит нефтяное или синтетическое масло, которое не отличается от тех, которые используются для производства жидких. Иногда применяется их смесь, главное, чтобы объем сырьевого масла от конечного продукта составлял от 70% до 80%.

Нефтяные масла очищаются для понижения сернистости, очень важно для защиты механизмов от окисления. Пластичные, на основе органических масел, применяются в низкоскоростных узлах, работающих при низких нагрузках.

Синтетическая консистентная смазка на кремнийорганической основе чаще всего встречается в скоростных подшипниках и высокооборотных редукторах.

Загуститель обычно составляет около 10-15% от общего объема. Процесс смешивания выполняется в специальных миксерах при определенных температурах, что необходимо для получения однородного состава. Охлажденная смесь обладает всеми необходимыми свойствами, которые не меняются при работе в допустимом диапазоне температур.

Наиболее распространенными загустителями являются соли жирных кислот, так называемое мыло. При производстве смазок премиум класса часто применяются твердые углеводы, полимеры и карбамиды.

С помощью присадок достигаются свойства, необходимые в процессе эксплуатации. Объем присадок обычно не превышает 10% от общей массы. В качестве присадок используют графит, слюду, медный порошок.

Консистентность смазки охлаждающей жидкости подбирается индивидуально, в зависимости от конечных требований.

Главной особенностью консистентных смазок является пластичность. Но также можно выделить ряд других особенностей:

  1. Могут иметь различный цвет и степень прозрачности.
  2. Обеспечивают защиту механизмов от коррозии.
  3. Практически не имеют запаха.
  4. Сохраняют необходимую степень густоты при смене рабочей температуры.
  5. Не текут, что особенно важно при эксплуатации некоторых механизмов.
  6. Срок эксплуатации обычно составляет около 3 недель.

Область применения

Область применения пластичных смазок неограниченная. Сфера применения напрямую зависит от необходимых свойств. Консистентная смазка для авто широко применяется для смазывания узлов и механизмов, обычно для защиты поверхностей трения. Наиболее известным можно считать Солидол. Число узлов в автомобиле, обслуживание которых необходимо, равняется примерно 30. Практически 50% всех производимых смазок предназначены для авторынка.

В промышленности ее использование можно встретить в подшипниках качения, срок службы которых напрямую зависит от типа. Также они применятся в металлургии, их использование обеспечивает беспрерывную работу механизмов. В горной промышленности, она необходима для обслуживания экскаваторов, самосвалов и транспортных конвейеров. В железнодорожной сфере она применяется для обслуживания системы привода, тягового двигателя и буксовых подшипников.

Особое применение она нашла в пищевой промышленности, для чего был разработан ряд смазок, соответствующих определенным требованиям. Они должны быть абсолютно безопасными для людей, при контакте с пищевыми продуктами, не вступать с ними в реакцию, а также разлагаться со временем.

Для текстильной промышленности разработан особый тип, на основе белых масел с водорастворимыми добавками. Это необходимо в тех случаях, когда ткань требуется очистить от следов.

Некоторые типы можно использовать для обслуживания пластиковых механизмов, имеющих особые требования, так как они слишком чувствительны к различным химическим веществам.

Учитывая разнообразие типов и сфер применения, выбор подходящей консистентной смазки, даже у неопытного пользователя, не составит труда.

Источник: https://stankiexpert.ru/spravochnik/pnevmatika/smazka-konsistentnaya.html

Консистентная смазка – применение, разновидности

Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.

Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.

Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.

Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.

Смазочные материалы — виды, назначение, производители

Смазочные материалы – это вещества с высокими антифрикционными свойствами, которые наносятся на контактирующие поверхности с целью облегчения их взаимного перемещения и уменьшения износа.

Общие сведения о смазочных материалах

Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.

По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения.

Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д.

, инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.

Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:

  • надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
  • при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
  • используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
  • герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.

Виды, назначение и классификация смазочных материалов

Смазочные материалы разделяют на виды по:

  • агрегатному состоянию – на жидкие, пластичные (консистентные), твердые, газообразные;
  • материалу основы – на минеральные, синтетические, полусинтетические, органические (животные и растительные);
  • назначению – на индустриальные, гидравлические, моторные, трансмиссионные, компрессорные и т.д.

Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.

Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.

 Рис.1

Синтетические смазочные материалы для автомобилей стоят в 2 – 3 раза дороже минеральных, но имеют настолько высокие эксплуатационные показатели (Таблица 1), что владельцы автотранспорта массово переходят на их использование.

Таблица 1

Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:

  • маслянистость – способность создавать на контактирующих поверхностях разделительную пленку требуемой прочности;
  • вязкость и плотность – от этих показателей зависит несущая способность смазывающей пленки (их значения необходимо учитывать при нормальной, максимальной и минимальной рабочей температуре);
  • индекс вязкости – чем он выше, тем шире температурный диапазон их применения;
  • термоокислительная стабильность – устойчивость к окислению при нагреве до максимальных рабочих температур;
  • температуры застывания, воспламенения, вспышки – это важно для обеспечения легкости холодного пуска механизмов, пожаро- и взрывобезопасности производства;
  • кислотное число – определяет антикоррозионные свойства.

Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения.

Консистентные

К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:

  • вязкость – определяет возможность заправки смазки в узлы и механизмы, холодного пуска машин, потери мощности на трение;
  • предел прочности на сдвиг – наименьшая механическая нагрузка, при которой смазка начинает переходить из пластичного состояния в текучее;
  • температура каплепадения – минимальная температура, при которой смазка начинает переходить в жидкое состояние (определяется в момент падения первой капли);
  • число пенетрации – характеризует степень густоты смазки, от чего напрямую зависят ее вязкость, предел прочности на сдвиг и тиксотропные свойства.

Твердые

Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:

  • малый коэффициент трения;
  • высокая адгезия к контактирующим поверхностям;
  • термичесая и термоокислительная устойчивость;
  • устойчивость к истиранию (определяется по времени работы пары трения до истирания смазывающего слоя).

Советы по выбору смазочных материалов

Прежде чем выбирать смазочные материалы, нужно четко определиться с тем, для чего они нужны. Так, если их главной задачей является снижение коэффициента трения при умеренных рабочих температурах и давлениях, основной технической характеристикой будет смазывающая способность. Для компрессорных и моторных масел важнейшее значение имеют охлаждающие, моющие, антикоррозионные и противозадирные свойства, устойчивость к карбонизации.

Выбор вида смазочных материалов для технологического оборудования и способ их применения зависит от конструкции и условий работы (нагрузка, скорость, рабочая температура) узла трения.

Например, пластичные смазки отлично подходят для высоконагруженных тихоходных механизмов, а жидкие – для смазывания скоростных трущихся пар с малой нагрузкой.

Твердые смазочные материалы используются при невозможности подвода к узлу трения жидких и пластичных смазок и в тех случаях, когда он работает в условиях экстремальных температур и/или нагрузок, вакуума, радиации, в агрессивных средах.

Назначение и область применения жидких смазочных материалов легко определить по их маркировке. К примеру, индустриальные масла согласно ГОСТ17479.

4-87 маркируются четырьмя группами знаков, где первая прописная буква (И) обозначает их принадлежность к индустриальным смазкам, вторая (Л, Г, Н или Т) – группу по назначению, третья (А, В, С, Д или Е) – подгруппу по эксплуатационным свойствам, а цифры – класс кинематической вязкости. Чтобы узнать, какое из них подойдет для конкретного механизма, следует воспользоваться таблицами 2, 3, 4:

Таблица 2
  Таблица 3 Таблица 4

Правильно выбрать пластичную смазку по маркировке поможет ГОСТ 23258-78: первой прописной буквой обозначается группа (подгруппа) по назначению, следующими буквами – вид загустителя.

Далее следует дробь, где числитель и знаменатель представляют собой значения самой низкой (без знака минус) и максимальной температуры использования, уменьшенные в 10 раз (к примеру, 2/8 означает, что данный смазочный материал можно применять при рабочих температурах от -20 до +80°С).

По одной или нескольким строчным буквам после дроби можно получить информацию о виде дисперсионной среды, последние цифры – это класс консистенции.

Кроме буквенно-цифровой маркировки консистентной смазки, в технической документации указывают ее название (Литол, Фиол, Зимол, Графитол и т.д) состав, эксплуатационные характеристики (они носят рекомендательный характер, поскольку зависят от конкретных условий работы узла трения).

Условия хранения смазочных материалов

Для того чтобы смазочные материалы дольше сохраняли свои эксплуатационные свойства, их нужно правильно хранить, а именно:

соблюдать температурный режим, указанный производителем;

не допускать резких колебаний температуры, попадания на емкости прямых солнечных лучей;

  • герметично закрывать наливные отверстия.

В соответствии с ГОСТ 1510 и СНиП 2.11.03 на производстве смазочные материалы должны храниться в сухих складах с хорошей вентиляцией, на стеллажах. Допускается их кратковременное хранение вне помещений – в этом случае емкости необходимо ставить на поддоны и защищать от осадков и солнца навесом.

Наиболее популярные производители смазочных материалов в России

Неизменными лидерами по производству смазочных материалов в России являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть». Их доля на рынке составляет соответственно 45%, 20% и 14%.

В розничной продаже пользуются спросом продукты авторитетных зарубежных брендов Elf, Shell, Total, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil и Motul, но с полок магазинов их все увереннее вытесняют бюджетные марки, среди которых — ADWA и ORLEN OIL (Польша), WEGO (Чехия).

С 2014 года в промышленности наблюдается устойчивая тенденция к отказу от дорогих импортных смазок в пользу продуктов производства России, Беларуси и Казахстана.

Немалую роль в этом сыграл Технический регламент Таможенного союза ТР ТС — 030 – 2012, установившего общие требования к безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей при их производстве, транспортировке, хранении, реализации и утилизации, и обязавшего производителей предоставлять на каждую партию продукции паспорт качества.

18.07.2019

Источник: https://oilcool.ru/article/smazochnye_materialy_vidy_naznachenie_proizvoditeli/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электропривод
Что должен уметь токарь

Закрыть