Баббит что это такое

Сфера и область применения баббита. Где применяется баббит

баббит что это такое

Среди широко применяемых материалов зачастую есть такие, о которых рядовой потребитель мог и не слышать. Одним из таких материалов является баббит – сплав металлов на свинцовой или оловянной основе с незначительным количеством легирующих веществ. Как в промышленности, так и в повседневной жизни он занимает важное место, что обуславливает его уникальные сферы и области применения, о которых речь пойдет далее.

Характеристика баббита

Баббит — металлический сплав, в основе которого лежит олово или свинец в различных пропорциях. Баббит является антифрикционным материалом. Это значит, что он обладает невероятно низким коэффициентом трения, а потому повсеместно используется в целях стабилизации при воздействии высоких нагрузок.

В качестве легирующих веществ используются такие металлы как медь, сурьма, кадмий, натрий, мышьяк и некоторые другие. Имеет невысокую температуру плавления – от 280 ̊С до 400 ̊С в зависимости от составляющих сплава. Чтобы понять, какими техническими характеристиками обладает баббит, нужно рассмотреть виды и марки баббита.

Виды и марки баббита

Весь используемый баббит делится на виды и марки. Основными видами являются свинцовый, оловянный и кальциевый баббит. Названия соответствуют металлу, которого в сплаве преимущественное количество.

Свинцовый баббит хоть и не эластичен, но хорошо переносит высокие температуры, от чего повсеместно используется в качестве составляющих двигателя. Оловянный баббит характеризуется большей устойчивостью к внешнему воздействию и коррозии, он также более пластичен. Однако это обуславливает и его сравнительно высокую стоимость.

Кальциевый баббит является самым доступным видом из-за небольшой стоимости, но стоит учитывать, что он подвержен коррозии и окислению, поэтому быстро изнашивается.

Баббит также делится на марки для удобства в использовании в промышленной деятельности. Самыми распространенными являются Б16 (основа – свинец), Б83 (основа – олово) и СОС6 (кальциевый). Цифры указывают на процентную долю основного в сплаве металла.

Сферы и области применения

Так как баббит обладает уникальными техническими характеристиками, он активно используется в промышленности. Сферы его применения ограничиваются всего несколькими областями, в которых он просто незаменим. Рассмотрим сферы и области применения баббита более подробно:

— производство подшипников. Из баббита формируется тонкий слой в основе подшипника. Если подшипник подвержен высоким температурам, используют оловянный баббит, если же в приоритете долговечность – свинцовый. Важно знать, что чем тоньше слой данного сплава, тем больше будет срок эксплуатации подшипника.

— тяжелое машиностроение. Практически во всех машинах металлургии и горнодобывающей промышленности он используется в поршнях, подшипниках и других подвижных конструкциях. Кальциевый баббит повсеместно используется в легкозаменяемых деталях из-за его невысокой стоимости.

— автомобилестроение. Баббит является незаменимой составляющей дизельных двигателей автомобилей и сельскохозяйственной техники (используется свинцовый баббит из-за его относительной устойчивости к высоким температурам). Также он используется в движимых составах пассажирских и грузовых вагонов.

Баббит – это материал с уникальными свойствами. На протяжении своей полуторавековой истории он и по сей день не утратил актуальности и важности в механике. Данный материал имеет как достоинства, так и недостатки, однако правильное его использование обеспечит долгую и стабильную работу механической конструкции.

Источник: https://naruservice.com/articles/sfery-primeneniya-babbita

Баббит чушка

баббит что это такое

Баббит в чушке является распространенной формой производства баббитов, которые, в последствии, используются для напыления на вкладыши скользящих подшипников, либо для их заливки, применяемых в разнообразном оборудовании и машинах.

Баббит чушка, благодаря ее конфигурация и различным параметрам может быть разнообразной формы, что обеспечивает легкость подбора оптимального экземпляра для конкретного изделия. Каждая баббит чушка по своему химическому составу может быть различной.

Качество изделий регламентировано ГОСТ 1320-74. Этим же стандартом определяются механические, физические характеристики, высокая точность исполнения, а также обработка поверхности.
Поставка изделия осуществляется пакетами на поддонах, обвязанными лентой.

Свойства и характеристики

Структура баббита представляет собой сплав, содержащий свинец. Главным отличием баббит чушек от изделий, в структуре которых содержится олово, является возможность использования их при повышенной температуре.

Кроме свинца, баббит чушка в своем составе содержит элементы меди, сурьмы и олова. Металл, при нагревании до 100 градусов, получается довольно пластичным. Температура плавления находится в диапазоне от 320°C до 440°C.

Наиболее оптимальная температура эксплуатации баббит чушки — до 110 градусов.

Для повышения качества, добавляются легирующие присадки:

  • мышьяк – повышает твердость, прочность;
  • никель – положительно влияет на износостойкость, твердость, повышает прочность на растяжение;
  • теллур – способствует повышению пластичности;
  • кадмий – повышает стойкость к коррозии;
  • магний — модификатор;
  • натрий – упрочняет сплав, содержащий мягкий свинец, за счет образования твердого натриевого раствора в свинце;
  • кальций – вводят в качестве заменителя олова.

Баббит чушка сплава Б16 обладает более слабыми антифрикционными свойствами, в то же время, сплав Б83 относиться к высококачественным изделиям. Изделия со слабыми антифрикционными свойствами, типа Б16, не рекомендуют применять при механических вибрациях, так как это приводит к крошению сплава и возникновению в изделии трещин.

Купить баббит можно в виде чушки, массой не более 22-х кг.

К главному недостатку всех баббитов относится их низкое сопротивление на усталость, ухудшающее работоспособность скользящего подшипника. Из-за этого недостатка баббит чушка может успешно работать только на вкладышах, обладающих прочным стальным (чугунным) или бронзовым корпусом.

Тонкостенные вкладыши, как правило, используются в автомобильных двигателях внутреннего сгорания, изготовляемых путем штамповки из биметаллического сплава, полученного при непрерывной заливке. На продолжительность эксплуатации подшипников влияет толщина слоя баббита, залитого на металлическую основу.

Чем меньше слой баббита, тем больший срок эксплуатации вкладыша.

История возникновения баббита

Баббит чушка получила такое название в честь Исаака Баббита, который являлся американским изобретателем. Занимаясь изготовлением ювелирных изделий, он стал экспериментировать составом различных сплавов, обеспечивающим менее трудоемкую обработку. В 1824 году ему удалось открыть первую фабрику в США в своем городе, которая начала изготавливать дешевый комбинированный металл, выступающим в роли заменителя серебра. Он состоял из меди, сурьмы и олова.

Через 15 лет, в 1839 году ему удалось изобрести, известный в настоящее время, антифрикционный сплав баббита. Данное изобретение в 1841 году было удостоено золотой медали от ассоциации механиков Массачусетского штата. Конгрессом США у Баббита был выкуплен патент на изобретенный сплав за 20 тыс. долларов. Несмотря на это, Баббит продолжал экспериментировать с различными сплавами. Кроме этого, он занимался также изготовлением мыла.

С 1847 года производством баббита в промышленных объемах начали заниматься в России.

Баббит Б83

Баббит чушка Б83 относится к наиболее легкоплавкому сплаву, с отличными антифрикционными характеристиками, применяемому в производстве вкладышей. Структура сплава состоит из 84,5% олова, 6,5% меди и 12% сурьми. Кроме этого в структуру сплава добавлены:

  • железо;
  • свинец;
  • алюминий;
  • висмут;
  • мышьяк;
  • цинк и прочие элементы.

Данное изделие обладает отличной износостойкостью, при сравнительно не высокой стоимости, сохраняя свои первоначальные свойства при повышении температуры до 110 градусов. Не рекомендуется эксплуатация данных изделий при вибрациях, ударах из-за чрезмерной хрупкости.

Допускаемое рабочее давление – от 10 до 15 МПа.

Чушки баббита Б83 не восприимчивы к воздействию воды, благодаря олову в составе – не разрушаются при воздействии слабых щелочей, кислот. Наиболее благоприятная температура для эксплуатации – порядка 80°С.

Б83 широко применяется для изготовления подшипников скольжения, работающих на средних нагрузках в скоростных условиях. Наиболее часто встречается их применение на судовых двигателях, в турбинах и турбокомпрессорах.

Баббит Б16

Баббит чушка Б16 (свинцовый баббит) отличается более слабыми антифрикционными свойствами, по сравнению с Б83, а работа изделий в условиях механических вибраций может раскрошить сплав с появлением на металле трещин. Поэтому данные изделия применяются для спокойных эксплуатационных условий.

Б-16 дешевле оловянного сплава. К основному достоинству баббита Б-16 можно отнести наличие в сплаве твердых включений, благодаря которым оптимизируются антифрикционные характеристики изделия, чем обеспечивается более продолжительная эксплуатация.

Допускаемое рабочее давление — 10 МПа.

Виды баббита

Баббиты, ввиду химического состава, подразделяются на три группы:

  • оловянные;
  • свинцовые;
  • свинцово-кальциевые.

Оловянные

Среди оловянных насчитывается порядка 35 сплавов, которые получили применение в различных отраслях промышленности. Самый популярный и востребованный оловянный баббит – Б83. Вредных примесей, которые попадают в составе лигатур и ввиду несовершенства технологического процесса производства, в составе данного многокомпонентного металла – меньше 1%.

В сравнении со свинцовыми баббитами, оловянные отличаются повышенной стойкостью к коррозии, теплопроводностью и износостойкостью. Используются в случаях, когда важны такие характеристики, как минимальный коэффициент трения, повышенная вязкость.

Свинцовые

В сравнении с оловянными, характеризуются более высокой рабочей температурой. Увеличенное содержание свинца в составе делает сплав Б16 более  твердым и плотным. Плотность составляет 9290 кг/м3. Наиболее востребованы чушки баббита Б16.

Антифрикционные свойства свинцовых баббитов несколько уступают оловянным, но и их стоимость ниже. Цифра в марке указывает на содержании в составе олова. Свинцовые баббиты наиболее эффективно работают в спокойных условиях, без ударных нагрузок, напряженность работы не должна превышать 30,4 МПа•м/с.

Применяются в малонагруженных узлах (прокатные станы, дизельные моторы, моторно-осевые подшипники, лесопильные рамы и пр.).

К свинцовым относятся также БН, БК2Ш, БКА, БСб, БК2 и другие.

Свинцово-кальциевые

Баббит чушка данного типа содержит в своем составе, кроме свинца, добавки натрия и кальция, которые оказывают непосредственное влияние на технические характеристики сплава и сферу его применения. Кальцит свинца, содержащийся в составе, обеспечивает антифрикционные свойства. Натрий влияет на механические показатели металла – повышает его твердость. Если в составе присутствует еще и алюминий – это положительно сказывается как на антифрикционных свойствах, так и на прочности.

Для производства подшипников наиболее часто применяется свинцово-кальциевый БКА. Благодаря термической обработке при температуре 60°С (ускорение процесса естественного старения металла) увеличиваются механические свойства. Рекомендованная температура эксплуатации – не более 60 градусов по Цельсию, т.к. при повышении температуры значительно уменьшается твердость.

Чушки БКА и других свинцово-кальциевых составов дешевле, чем оловянные и свинцовые. Но и уступают им в коррозионной стойкости (достаточно быстро окисляются на воздухе) и прочности. Применяются подшипники из чушек баббита БКА, в основном, в железнодорожном производстве, т.к. не испытывают критических нагрузок и довольно часто планово меняются.

Производство чушек баббита

Производство чушек баббита может быть основано как на использовании руды, так и металлолома. Более 70% общей доли производства баббитов приходится на изготовление с применением вторсырья.

Плавка чушек – достаточно дешевый процесс, что связано с низкой температурой плавления баббита. Осуществляется данный вид технологической операции в специальных электропечах, при этом зачастую достаточно мощности всего 25-27 кВт. Самая большая сложность – выплавить полуфабрикаты с четким соблюдением химического состава сплава, т.к. отклонение от заявленных в стандартах показателей скажется на технических характеристиках металла.

Производят баббит чушки весом до 22 кг, чтоб обусловлено государственными стандартами. Изделия с другим весом, в некоторых случаях, могут производиться под заказ.

При выплавке из чушек баббита каких-либо изделий, их предварительно обязательно тщательно очищают от любых загрязнений, обезжиривают. Лишь затем отправляют в печи.

Цена баббита

Стоимость чушки формируется на основании качества изделия, способа и сложности его изготовления, метода обработки, массы и габаритных параметров. На ценовую политику влияет величина партии для продажи. Чем больше объемы продаж, тем дешевле стоимость изделий.

Также, на цены влияет «плечо» и условия доставки, время хранения оплаченного товара на складе, способы упаковки, а также сезонные ценовые колебания.

Применение

Чушка широко применяется в судовом и железнодорожном оборудовании. Подшипники эксплуатируются на электро- и тепловозах, пароходах. Широкое применение данные подшипники получили на малооборотных дизельных двигателях. Кроме этого сплавы такого типа применяются:

  • при изготовлении мельниц различных типов (шаровых и трубных);
  • при производстве прокатных станов;
  • при изготовлении подшипников скольжения в турбинах;
  • при изготовлении генераторов и компрессоров.

Поставщик: ООО РТГ «МетПромСтар»

Источник: https://www.okorrozii.com/metalloizdeliya/babbit-chushka.html

Баббит — что это за сплав

баббит что это такое

Баббит — антифрикционный сплав, впервые полученный ювелиром и изобретателем Исааком Бэббитом. Для производства украшений он не применялся, зато получил широкое распространение в промышленности. В 1841 году Бэббит получил золотую медаль ассоциации механиков Массачусетса, а еще через 3 года — 20 000 долларов от Конгресса США за передачу прав на патент на уникальный металл.

Баббит отличается гетерогенной структурой, в основе которой — свинец и олово. Также в состав входят добавочные вещества, выполняющие роль легирующих присадок: медь, сурьма, никель, кадмий и др. От них зависят специфические свойства металла. Например, медь увеличивает способность противостоять ударным нагрузкам. Никель отвечает за износостойкость. От кадмия зависит степень сопротивления изделия коррозии. Сурьма повышает общую прочность.

Комбинация веществ позволила получить высококачественный материал для заливки подшипников. Его наносят тонким слоем на вкладыш путем напыления или литья. Сочетая в себе пластичную основу и твердые частицы, материал обеспечивает быструю и равномерную прирабатываемость подшипника, минимальный износ и оптимальное скольжение детали.

Производство баббита

Сплав может быть получен двумя способами: первичным и вторичным. Первичный способ подразумевает использование первородной чистой руды, вторичный — металлический лом. В обоих случаях для изготовления деталей руду и лом переплавляют в чушки, масса которых не превышает 22 кг. Температура плавления баббита — 240–440°C — точное число зависит от вида соединения. Для плавления берут только чистые слитки, поскольку любое загрязнение может негативно отразиться на качестве изделия.

Технология заливки подшипников

Для всех видов сплава действует единый алгоритм заливки подшипников:

  1. Обезжиривание детали
  2. Очистка вкладыша подшипника.
  3. Плавление баббита
  4. Заливка подшипник баббитом
  5. Очистка и подгонка готового изделия

Сплавы производятся в соответствии с ГОСТ. Для каждого вида стандарты свои. Например, кальциевый баббит отвечает ГОСТ 1209-90, свинцовый и оловянный — 1320-74.

Преимущества баббита

Популярность и востребованность металла обусловлена рядом преимуществ:

  • Равномерность распределения нагрузки и прилегания. Благодаря этому обеспечивается максимально быстрая прирабатываемость подшипника и исключается его перегрев.
  • Высокая прочность и минимальный коэффициент трения. Материал отличается высокой износостойкостью.
  • Низкий показатель линейного расширения. По этому параметру сплав составляет конкуренцию большинству современных материалов.

Стоимость

Баббит реализуется в виде слитков, чаще всего — в больших объемах и по договорной цене. Среднерыночная цена напрямую зависит от вида, марки и производителя сплава. Так килограмм марки Б16 из свинца в FerroLabs стоит 135 руб. Оловянный Б83 стоит дороже — от 990 руб. за 1 кг. Средняя рыночная цена лома баббита составляет около 500 руб. за 1 кг.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как загнуть трубу без трубогиба

Ответственно подойдите к выбору баббита — от вида металла будет зависеть качество будущего изделия. Отдавайте предпочтение проверенным и известным поставщикам, которые давно присутствуют на рынке.

Источник: https://ferrolabs.ru/blog/splav-dlya-zalivki-podshipnikov-babbit/

Баббиты

Баббит – искусственно созданный сплав металлов, обладающих разными химическими свойствами. Основу этих сплавов составляют металлы, которые имеют невысокую температуру плавления. К этим металлам относятся свинец, олово, мышьяк и сурьма.

Поскольку одни элементы более мягкие, а другие более твёрдые, то получается специфический сплав, обладающий хорошими свойствами, позволяющими снижать коэффициент трения (так называемыми антифрикционными свойствами), износоустойчивостью и долговечностью.

Баббиты

Изобретение таких материалов относится к той категории научных курьёзов, когда основная деятельность изобретателя далека от предмета изобретения. Приоритет изобретения сплавов, которые применяются во многих механизмах, принадлежит Исааку Бэббиту – профессиональному ювелиру. Он запатентовал своё изобретение ещё в 1841 году и даже получил от Конгресса США огромную по тем временам премию – 20000 долларов. Уже через шесть лет он появился в России.

Классификация баббитов

Сегодня хорошо изучены и отработаны следующие марки:

  • оловянные;
  • кальциевые;
  • свинцовые.

Все они производятся в соответствии с ГОСТ. Например, кальциевые баббиты изготавливают на основании ГОСТ 1209-90, баббиты оловянные и свинцовые по ГОСТ 1320-74.

Скачать ГОСТ 1209-90

Скачать ГОСТ 1320-74

Каждый из трёх марок классифицируется с помощью набора заглавных букв и цифр:

  • оловянные баббиты имеют маркировку Б83, Б83С, Б88, SAE11, SAE12, ASTM2;
  • свинцовые баббиты маркируются Б16, БН, БС6, SAE13, SAE14, ASTM7;
  • кальциевые баббиты маркируются БК2, БК2Ш, БКА.

Основные характеристики и состав

Оценка свойств перечисленных марок производится на основе следующих характеристик:

  1. Полный состав химических элементов сплава.
  2. Физические характеристики сплава.
  3. Литейно — технологические характеристики.
  4. Механические свойства.
  5. Предельно допустимые режимы работы.
  6. Область применения сплава.

По химическому составу они отличаются тем, какой металл был выбран за основу. Так например, оловянный баббит Б83 включает до 85% олова (Sn), до 12% сурьмы (Sb), около 6% меди (Cu). Свинцовый баббит Б16 имеет в своём составе 87% свинца (Pb) и почти 13% сурьмы. Основным металлом в кальциевых баббитах используется свинец: до 96% с добавлением кальция (Ca), около 1%.

Для придания баббитам требуемых свойств в их состав включают твёрдые элементы. К этим элементам относится почти вся группа редкоземельных металлов: кадмий, теллур, сурьма и другие.

Среди физических характеристик наибольший интерес представляют: удельный вес, плотность, сопротивление электрическому току. У всех полученных сплавов эти показатели очень близкие.

Баббит марки Б83

Из литейно-технологических характеристик важную роль играют: температура плавления и температура, при которой необходимо производить заливку сплава в подшипник. Она зависит от дополнительных химических присадок.

Например, температура плавления оловянного баббита марки Б83 составляет 370°С, а температура при заливке должна составлять 440°С. Для сплава марки Б16 (свинцовые баббиты) температура плавления составляет 410°С, температура при заливке должна превышать 480°С.

Эти примеры наглядно показывают, что при заливке подобных сплавов в подшипник, температура расплава должна быть всегда выше температуры плавления.

Сегодня в промышленных масштабах баббиты производятся либо из руды соответствующих металлов, либо из вторичного сырья, поступающего на переработку. Исходя из технологической целесообразности, баббиты выпускаются в виде слитков. Вес каждого слитка составляет 22 кг.

Для борьбы с незаконным производством и организации системы учёта на каждом слитке делают оттиск в виде товарного знака производителя. На нём указывают порядковый номер произведенной плавки по заводскому учёту. Затем эти слитки используют для заливки в подшипники.

Слитки баббита

К механическим свойствам относят: допустимые размеры изделий, предел прочности заливки при кратковременной нагрузке, относительное удлинение, ударную вязкость и твёрдость.

Оценка предельно допустимых режимов работы производится на основании следующих характеристик: допустимая нагрузка, скорость вращения детали, твёрдость вала вращения, допустимая температура нагрева деталей.

Область применения определённого вида баббита определяется следующими характеристиками: вид нагрузки, удельное давление, круговая скорость, напряжённость работы и предельная рабочая температура.

В зависимости от своих индивидуальных свойств каждая разновидность баббита применяется строго в определённых механизмах и машинах. Все они применяются для заливки боковых стенок вала крепления подшипника. Это помогает значительно снизить коэффициент трения, препятствующий нормальному вращению подшипника.

Обладая относительно невысокой температурой плавления, удаётся получить хороший эффект при постепенном притирании вращающихся деталей. Он позволяет значительно снизить износ новых элементов подшипников и повысить их срок службы. Кроме этого при вращении подшипника, в баббите образовываются микроканалы.

Через них улучшается смазка всех вращающихся деталей.

Каждая марка баббита имеет особую область применения. Например, оловянные баббиты используют тогда, когда обязательно необходима повышенная износостойкость при высоких скоростях вращения. Особенно востребованы подобные марки, когда требуется обеспечить хорошую вязкость, допустимые температурные показатели и низкий коэффициент трения.

Хорошая сопротивляемость коррозии позволяет применять эти виды баббитов в условиях высокой влажности и даже в воде.

Например, рассмотренный выше баббит марки Б83 применяется в подшипниках, работающих на очень высоких скоростях и повышенных динамических нагрузках. Это могут быть высокооборотистые дизельные двигатели, нижние половины так называемых крейкопфных подшипников низкооборотистых дизелей. Кроме этого их применяют в мотылёвых и рамовых подшипниках, а также в подшипниках, которые служат опорой гребных валов на судах.

Свинцовые баббиты лучше всех переносят сильный нагрев. Их применяют в дизельных двигателях автомобилей, тракторов, экскаваторов. Баббиты марки Б16 применяют в подшипниках, размещённых в двигателях электровозов. Их устанавливают на различные путевые машины и в оборудовании, применяемом в тяжёлом машиностроении.

Баббит марки Б16

Кальциевые баббиты применяют на железнодорожном транспорте, для оснащения подвижного состава, как тепловозов, так и грузовых и пассажирских вагонов.

Достоинства и недостатки перечисленных сплавов

Все описанные сплавы обладают определёнными достоинствами и характерными недостатками. Из достоинств можно выделить:

  • высокие антифрикционные свойства баббитов (противостоят возвратно-поступательным движениям механизмов);
  • хорошая антикоррозийная стойкость;
  • высокая износоустойчивость;
  • повышенная ударная вязкость;
  • относительно невысокая температура плавления баббита(интервал составляет 240°С — 340°С);
  • повышенный коэффициент размягчаемости сплава (при температуре 100°С он соответствует норме НВ 9-24);
  • значительно увеличенная вязкость при ударных нагрузках;
  • хорошая износоустойчивость;
  • снижается время, необходимое для приработки отдельных деталей.

Недостатки заключаются в следующем:

  • низкая прочность, по сравнению с другими сплавами;
  • невысокая прочность (НВ 13-32);
  • необходимость применения более прочных оболочек (из чугуна, стали или меди);
  • низкое сопротивление усталости, что снижает работоспособность подшипника и уменьшает срок его службы;
  • высокая теплопроводность;
  • наличие дополнительных присадок из мышьяка, висмута делают данный сплав сложным в утилизации;
  • для оловянных баббитов, в качестве недостатка можно отметить высокую конечную стоимость подшипника.

Несмотря на приведенные недостатки, баббиты получили широкое распространение во многих областях машиностроения. Их положительные свойства позволяют решать сложные инженерно-технические задачи.

Источник: https://stankiexpert.ru/spravochnik/materialovedenie/babbity.html

Лом баббита — что такое баббит, цена | Отходы и металлолом в России xLOM

Баббит – это сплав, созданный на основе олова или свинца, обладающий высокими антифрикционными показателями. Название соединение получило от имени своего изобретателя — Исаака Бэббита. Сфера его применения напрямую связана со свойствами материала: покрытия, нанесенные из этого металлического, существенно повышают износостойкость трущихся элементов. Википедия называет баббит — Первый подшипниковый сплав.

Основные марки соединения

Изготовление баббита производится, согласно техническим условиям, представленным ГОСТ 1320-74. Готовая продукция поставляется в чушках, использующихся для заливки узлов подшипников и прочих деталей. Исходя из химического состава соединения, различают следующие марки баббитов:

  • Б88 – наиболее ценная на пунктах приемки цветного металлолома марка сплава. Содержит около 88% олова. Наиболее высокая концентрация легирующих элементов у сурьмы с медью: 7.8 и 3.5% соответственно. Также присутствуют кадмий и никель;
  • Б83, Б83С – тоже весомый вариант вторичного металла. Концентрация олова на уровне 83%, из остальных присадок наибольшее содержание остается за сурьмой 12% и медью 6.5%. Второй вариант сплава содержит свиней, который отсутствует в первом наименовании, а также у марки Б88;

Подшипники скольжения и баббит Б-83

  • Б16 – отличается высокой концентрацией свинца 65 – 70%. Доля олова и сурьмы одинакова, колеблется от 15 до 17%, тогда как содержание меди 2%;

Баббит Б-16

  • БН – составляющая свинца превышает 70%, тогда как олово входит на уровне 10%. Среди присадок присутствуют, сурьма, медь, кадмий никель и мышьяк;
  • БС6 – наиболее свинцово-содержащая марка сплава (около 90%).

Документ не охватывает все современные вариации соединения, однако представленные марки остаются наиболее ходовыми в отечественном производстве.

Как видно все сорта сплава можно условно классифицировать на два вида: оловянные и свинцовые баббиты. Естественно, что область применения, как и источники лома баббита, будут зависеть от превалирующего элемента.

Оловянные марки соединения отличаются улучшенными характеристиками устойчивости к износу, коррозии, лучшей теплопроводностью. Сфера их применения включает спецификации, где необходим минимальный коэффициент трения, следовательно, повышенный уровень вязкости.

Сплавы на основе свинца характеризуются повышенно рабочей температурой, поэтому используются для улучшения антифрикционных характеристик подшипников дизельных двигателей и прокатных станов. Присутствует баббит также в железнодорожном транспорте. Подшипники подвижного состава содержат свинцово-кальциевую вариацию сплава.

Подшипник скольжения в разрезе с заливкой из баббита

Точка зрения общепринятого стандарта на лом баббита

Установленные документом ГОСТ 1639-2009, отходы соединения, попадают под категории вторичного олова и его сплавов:

  1. Кусковой лом баббитов. Категория содержит исключительно оловянные марки сплава. Основные составляющие вторичного металла: дизельные и турбинные подшипники.
  2. Кусковые отходы с высоким содержанием свинца. Стандартный лом подшипников дополняют использованные элементы типографского шрифта.
  3. Стружка оловянно-свинцовых сплавов. Данная группа включает только отходы обработки оловянных баббитов.
  4. Стружка смешанная. В ней представлены марки свинцовой вариации соединения.

Естественно, основную материальную ценность среди лома баббитов представляют его сорта с высоким содержанием олова. Стоимость за килограмм такого лома приближается к расценкам чистого металла.

В силу разнообразия марок сплава, а также невозможности визуально отличить различные виды баббита, нередко применяется спектральный анализ. Пункты приема цветного металлолома, оснащенные специальным аналитическим оборудованием, позволяют точно установить концентрацию олова, что может сказаться положительно на итоговой цене принимаемого лома баббита.

Цена на лом баббита

Средние цены на лом баббита по России представлены ниже в таблице. Помните, что эти цены не показатель, т.к. какая-то компания может давать цену выше, а какая-то ниже. Цены в таблице служат лишь ориентиром, чтобы иметь представление.

Это наиболее популярные марки баббита, которые принимают

Лом оловянно-свинцовых сплавов за 1% в кг 9,2 руб/кг
Лом баббита Б-83 940 руб/кг
Лом баббита Б-16 162 руб/кг
Лом баббита брак 5 руб/кг

Интересные особенности применения антифрикционного соединения

Как видно из категорий ГОСТа, основная область использования баббитов – подшипниковые изделия, т.е. искать баббит нужно в ломе подшипников. Однако соединение характеризуется низкой величиной сопротивления усталости. Это сужает диапазон применения сплава до подшипников, обладающих прочным корпусом из стали или бронзы. Толщина залитого баббитового слоя сказывается на сроке эксплуатации изделий: более тонкие (до определенных пределов) прослойки сплава продлевают рабочий ресурс детали.

Источник: https://xlom.ru/vidy-metalloloma/lom-babbita-chto-takoe-babbit-cena

Баббит что это такое — Металлы и их обработка

Посвящена эта статья сплаву, созданному ювелиром, — речь идет об американце Исааке Бэббите. Именно баббит, принесший изобретателю в 1841 г. премию в 20 тыс.

долларов от Конгресса Соединенных Штатов, стал поворотным моментом в его карьере — ювелир стал специализироваться на сплавах. Баббит был уже в 1844 г. запатентован в Великобритании, а в 1847 году — в Российской империи.

Чем ценно детище ученого из США в современности, где оно используется, сколько стоит и какие имеет особенности, вы обязательно узнаете далее.

Баббит — что это такое

В честь И. Бэббита был назван сплав из трех металлов, который больше всего ценен в производстве подшипников — расплавом баббита заливаются стенки внутреннего стального вала детали, по которому при вращении и происходит трение. Изобретение американского ученого позволяет заметно уменьшить износ подшипника.

В баббитовом составе представлены в разных пропорциях олово, сурьма, свинец и медь. Так как металл баббит состоит как из мягких, так и из твердых элементов, он выделяется антифрикционными свойствами, износоустойчивостью. Изготовленные из него подшипники плотно прилегают к валам, долго эксплуатируются.

Продолжительность исправной работы подшипников из баббита напрямую зависит от толщины залитого на стальной вкладыш слоя этого сплава. Чем он тоньше, тем дольше можно эксплуатировать деталь.

Перечислим основные замечательные свойства сплава:

  • антифрикционный материал — противостоящий фрикциям (возвратно-поступательным движениям вида «туда-сюда»);
  • устойчивость к коррозии;
  • низкая твердость (НВ 13-32);
  • износоустойчивость;
  • высокая теплопроводность;
  • незавышенная температура плавления — 240-340 градусов по Цельсию;
  • повышенная размягчаемость сплава при 100 градусах по Цельсию (НВ 9-24);
  • увеличенная ударная вязкость.

Достоинства и недостатки баббита

Рассматривая свойства баббита, коснемся его ключевых плюсов и минусов. К достоинствам сплава можно отнести его антифрикционные качества и отличную прирабатываемость к детали. Сплав существенно увеличивает срок эксплуатации подшипника и его износостойкость — во время работы в баббитовом слое образуются микроканальцы, по которым к детали попадает смазочное вещество.

Одним, но существенным недостатком баббитов считается их низкая по сравнению с другими сплавами прочность. Из-за этого такой слой ограничивается более крепким чугунным, стальным или бронзовым корпусом.

Разновидности и марки сплава

Разновидности-марки баббитов представлены тремя типами — в зависимости от металла-основы:

  1. Кальциевый. Хоть и его основой является свинец, сплав получил свое название по одному из составляющих — в составе также присутствует кальций и натрий. Эти элементы отличают данный баббит самой недорогой ценой, придают ему повышенную теплопроводность и плотность. Но при этом такой сплав быстрее окисляется, что не прибавляет ему износоустойчивости. Поэтому кальциевый баббит в большинстве случаев используют во вкладышах рам вагонов, как грузовых, так и пассажирских — там их чаще всего проверяют и при необходимости быстро заменяют.
  2. Оловянный. Основой данного баббита служит олово, которое отличается высоким коэффициентом трения, большой износоустойчивостью и пластичностью, повышенной коррозийной устойчивостью. Этот сплав примерно в два раза крепче своих «собратьев». Поэтому данная марка баббита незаменима для подшипников, на которые приходится максимальная нагрузка и возлагается важная роль. Область их применения — различные малооборотные двигатели. Кроме олова, в этом сплаве присутствует либо кадмий и никель, либо сурьма и медь. Недостатком оловянного баббита будет только его самая высокая среди данных сплавов цена.
  3. Свинцовый. Мягкими составляющими здесь выступают свинец и сурьма — 87 % и 13 % соответственно в данном сегменте. Твердый элемент сплава — это кристаллическая сурьма (5 % уже от общего объема). Данный баббит не выделяется эластичностью, оттого и используется для производства не самых нагруженных подшипников. Однако при этом он замечателен тем, что отлично переносит высокотемпературный нагрев элемента. Стоит отметить, что такие баббиты более других подвержены коррозии. Их стезя — дизельные моторы тракторов и автомобилей.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое белый чугун

Марки свинцового баббита — Б16 (свинец — основной элемент), БС6, БН (свинец, олово, никель, медь, мышьяк, кадмий, сурьма). Они, как и оловянные, произведены по ГОСТ 1320-74. Кальциевые сплавы соответствуют ГОСТ 1209-90; их разновидности — это БК2, БКА, БК2Ц, БК2Ш.

Марки оловянного баббита — Б83, Б83С (небольшое добавление свинца), Б88. Разновидность Б83, к примеру, — это 80 % оловянной составляющей, 12 % сурьмы, 6 % меди и, в среднем, по 0,1 % висмута, свинца, железа, мышьяка, алюминия.

А Б6 — это 88 % свинца, 0,3 % меди, 0,1 % железа, небольшая доля цинка и мышьяка.

Производство сплава

Свойства баббита напрямую зависят от его составляющих. Для его производства необходима только добыча его элементов (или переработка вторсырья), ведь он сам — полностью рукотворный сплав. Готовая форма баббита — это слитки, чушки весом не более 22 кг. Для их отлития материал тщательно подготавливают — очищают, обезжиривают. При плавке с поверхности массы снимают спрудину — тугоплавкую пенку.

Производство баббита заканчивается отливкой слитков. На каждом из них отпечатывается товарный знак предприятия, марка и порядковый номер плавки. Работники завода, специализирующегося на отливке подшипников, расплавляют готовые чушки-брикеты баббита и заливают расплав во вкладыш подшипника.

Плавление баббита

Для получения подобных сплавов используются как первичные металлы — первородная руда, так и вторичные — переплавка металлолома. Кроме основных компонентов, перечисленных в предыдущих пунктах, в баббиты добавляется кадмий, мышьяк, натрий, теллур.

Баббиты Б16, БН, Б88 и прочие отливаются в слитки (чушки), отличающиеся строго определенной массой. Важно также, чтобы на поверхности слитка не наблюдались малейшие загрязнения — даже такой фактор может негативно сказаться на качестве подшипника.

Марка баббита тоже оказывает влияние на температуру плавления сплава. Так, самый популярный баббит Б83 плавится при температуре +240 градусов по Цельсию, а оловянный Б83 — при показателях +340-440 градусов по той же шкале.

Специфика применения баббита

Для каждой разновидности деталей необходима своя марка сплава-баббита:

  • Шатунные подшипники (стык поршня и коленчатого вала) — марка БМ. Используются для тракторов. Требуют замены на новые через каждую тысячу километров пробега.
  • Коренные подшипники — применение баббита Б88, созданного специально для высоких скоростей, больших динамических нагрузок. Поэтому данную марку успешно применяют для среднеоборотных и быстроходных дизельных двигателей.
  • Подшипники для судовых водопроводов, компрессоров — разновидность БН, идеальная для средних нагрузок и скоростей.
  • Тяжелое машиностроение — отлично подойдут свойства баббита сорта Б16.

Стоимость баббита

Рассмотрим стоимость данного сплава на территории РФ. Цена напрямую зависит от свойств баббита, от его марки. Так, средняя цена свинцового баббита Б16 — около 350 тыс. рублей/тонна. Стоимость сплава марки Б83 — около 1,3 млн рублей/тонна.

Если рассматривать рынок вторсырья, то 1 кг баббитового металлолома можно сдать за максимальную цену 500-600 руб./кг. В основном подобные сплавы выкупают для их последующей утилизации, ведь более ненужные подшипники могут нанести непоправимый вред экологии, так как кадмий, свинец, сурьма — это в прямом смысле слова яды для окружающей нас природы.

Баббитовые сплавы — далеко не современное изобретение. Однако они и в наши дни все так же актуальны в механике, а именно — в производстве подшипников.

Наблюдается это из-за того, что именно баббиты долговечны, износоустойчивы, быстро и плотно притираются к детали, обеспечивают бесшумность при трении и, благодаря своей низкой теплопроводности, исключают перегрев двигателя.

Кроме того, производители предлагают десятки различных марок баббитов, каждая из которых соответствует определенной разновидности как подшипника, так и целого двигателя машины.

Источник: https://magnetline.ru/raznoe/babbit-chto-eto-takoe.html

Что такое баббит

Баббит представляет собой сплав на основе олова или свинца, который используется в подшипниках скольжения в виде напыленного или залитого слоя, чтобы подшипник плотно прилегал к валу. Этот сплав обладает антифрикционными свойствами, то есть уменьшает трение, он мало изнашивается при трении и защищает от износа сам подшипник.

Различные виды баббита имеют разный состав, от которого зависят физические свойства материала, такие как температура плавления баббита, его плотность, допустимое давление и механическое напряжение.

Разновидности и состав

Баббиты — это общее название таких антифрикционных материалов. По составу они могут быть разными, выделяют оловянный, свинцовый и кальциевый баббиты. Характеризуются они допустимым рабочим давлением, рабочей температурой, рабочим механическим напряжением. На свойства баббитов существенно влияют твердые включения, основой для которых выступают мягкие металлы — олово и свинец.

Каждая добавка играет свою роль:

  • никель — повышает износостойкость;
  • медь — увеличивает твердость и ударную вязкость;
  • сурьма — делает сплав более прочным;
  • кадмий — противостоит коррозии.

Оловянных баббитов также существует несколько марок, среди которых — Б88, Б83, Б83С, SAE11, SAE12, ASTM2. Используют их для подшипников, которые подвергаются интенсивной нагрузке. В качестве твердых добавок в оловянные сплавы входят сурьма, кадмий, медь или никель. Из-за высокой износостойкости эти баббиты самые дорогие.

К свинцовым сплавам относятся Б16, БН, БСб, БКА, БК2, БК2Ш, SAE13, SAE14, ASTM7, SAE15, ASTM15. Они мягче, чем оловянные, обычно состоят из свинца и сурьмы в соотношении 87% к 13%, и обладают сравнительно низкой эластичностью, поэтому применяются для малонагруженных подшипников, используемых при высоких температурах, например, в дизельных моторах и прокатных станах.

Кальциевый сплав также имеет в своей основе свинец, его особенность — добавки кальция и натрия. Сплавы с кальцием используются для железнодорожных подшипников, которые сравнительно часто проверяют и меняют, так как кальциевая разновидность не обладает высокой износостойкостью.

Существует много марок этого материала, различающихся составом, но основных и наиболее часто применяемых около десяти. Состав и свойства распространенных марок влияют на то, как применяют эти сплавы.

  • Б-88 — 88% олова, сурьмы, кадмия. Это один из дорогих видов сплава, используется он в коренных подшипниках, которые должны выдерживать большие нагрузки и высокие скорости.
  • Б-83 — 83% олова, 11% сурьмы, 6% меди, применяется для средненагруженных подшипников, допустимое давление — 10-15 МПа, используется в механизмах, работающих на больших скоростях (более 1000 оборотов в минуту).
  • Б-16 — 15-17% олова, 15-17% сурьмы, 1,5-2% меди, остальное — свинец, применяется в подшипниках паровозов, электровозов, путевых машин, допустимое давление — до 10 МПа, применяется для заливки нерабочей верхней части подшипника, когда нижняя часть залита баббитом Б-83.
  • СОС6 — 5,5-6,5% цинка, 5,5-6,5% сурьмы, остальное — свинец, используется при больших нагрузках (больше 20 МПа), при температуре более 300 С, в подшипниках дизельных двигателей.
  • БМ — только для шатунных подшипников, которые устанавливают, например, на трактора. Такие детали меняют через каждые 1000 км, но масса баббита в них небольшая, поэтому деталь стоит сравнительно недорого.
  • БН — для деталей, используемых на средних скоростях, например, в судовых водопроводах, компрессорах.

Стандарты

Марки баббита Б88, Б83, Б83С, Б16, БН и БС6 изготавливаются по единому ГОСТу 1320-74. В этом стандарте указан химический состав, допустимое количество примесей, размеры и форма чушек, требования к безопасности. Согласно ГОСТу, по требованию заказчика некоторые компоненты могут быть заменены, также может быть изменена форма слитков.

В состав этих сплавов входят металлы, вредные для человека — это свинец, сурьма. Свинец относится к 1 классу опасности, сурьма — ко 2 классу. Свинец действует на нервную систему, кровь, сосуды, сурьма оказывает раздражающее действие.

Поэтому работы с этими антифрикционными материалами (расплавление, заливку подшипников) необходимо проводить, используя средства защиты: сухую спецодежду, респиратор «Лепесток», валяную или кожаную обувь, рукавицы. На эти средства также существуют свои ГОСТы. Хранят антифрикционный сплав в закрытых проветриваемых помещениях.

Также в ГОСТе прописаны условия эксплуатации, для которых приспособлена та или иная марка баббита.

Кальциевые баббиты производятся по другому стандарту — ГОСТу 1209-90. Это сплавы под марками БКА, БК2, БК2Ш и БК2Ц.

Лом этого материала должен отвечать ГОСТу 1639-2009. Под действие этого стандарта попадают кусковой лом баббита (только оловянных разновидностей), кусковой лом свинцовых разновидностей (к нему добавляют отходы типографских сплавов), стружка оловянных баббитов и смешанная стружка.

Производство

Баббиты изготавливают как из первичных материалов, так и из вторичных, то есть переплавленного баббитового лома. Из лома в нашей стране делают до 70% этого материала. В последнем случае важно хорошо очистить лом от загрязнений и примесей.

Сплав баббит отливают в чушки — слитки определенной формы, размера и массы, которые прописаны в стандартах. При использовании сплава важно, чтобы чушки не были загрязнены. Загрязненный материал будет плохо сцепляться со вкладышами, что может привести к быстрому износу или авариям.

Температура плавления

Температура плавления этого материала зависит от его состава. При этом для заливки в форму иногда требуется нагреть сплав выше температуры плавления.

Сплав Б-83 плавится при температуре 240 градусов, но для заливки подшипников его нагревают до температуры 440-640 градусов. Свинцовый баббит Б-16 имеет температуру плавления 240-340 градусов, заливают в подшипники его при этой же температуре.

Заливка подшипников баббитом

Возможность перезалить баббит во вкладыши подшипников — альтернатива замене всего подшипника. Таким образом можно значительно сэкономить. Для заливки или перезаливки вкладышей подшипников баббитом необходимы:

  • баббит в кусках 1-2 кг;
  • древесный уголь;
  • соляная кислота;
  • палочки из олова и баббита для лужения;
  • паста для промазывания неплотно прилегающих мест формы,
  • тигель для плавки металла такого объема, чтобы в нем можно было расплавить баббит для заливки вкладыша за один прием, тигель должен иметь сужающуюся кверху форму, а носик должен выходить из его нижней части;
  • форма для заливки подшипника;
  • печь или горн (выпускаются специальные электропечи);
  • вода температурой 80-90 градусов.

Если необходимо перезалить подшипники, то сначала выплавляют старый баббит. Это делают в специальных печах, а также с помощью паяльной лампы или погружением в расплавленный баббит. Старый сплав необходимо тщательно очистить и обезжирить.

Поверхность подшипника также не должна иметь никаких загрязнений. Ее также обезжиривают и протравливают для лучшего сцепления антифрикционного материала с поверхностью. Для обезжиривания используют раствор каустической соды, после это операции деталь тщательно промывают. Для травления применяют соляную кислоту. В результате на поверхности появляются мелкие бороздки.

После очистки поверхность подшипника лудят, баббит нагревают до необходимой температуры и заливают в форму подшипника. После его застывания залитый подшипник очищают и подгоняют.

Оборудование

Какое оборудование используется для заливки подшипников баббитом? Для этого производят специальные комплекты оборудования, например, КО-2, на котором подшипники изготавливаются методом центробежного литья.

Этот комплект выпускают в нескольких модификациях:

  • МПС — для заливки подшипников скольжения 8ТН.263.028 и 8ТН.263.029;
  • D360 x L310 — для заливки подшипников скольжения с наружным диаметром до 360 мм, внутренним диаметром от 40 мм и длиной до 310 мм;
  • D950 x L500 — для заливки подшипников скольжения с внешним диаметром до 950 мм, внутренним диаметром от 60 мм и длиной 500 мм.

Использование специального оборудования позволяет заливать баббит более аккуратно, без перерасхода и дефектов.

Для выплавки баббита из вкладышей старых подшипников также выпускаются специальные печи, например, камерные типа ПКН разного размера и мощности:

  • ПКН-0,6-2000 мощностью 100 кВт,
  • ПКН-0,6-180 мощностью 26 кВт.

Печи сделаны из огнеупорных материалов, а в качестве нагревателей используются спирали из проволоки суперфехраль. Они оборудованы поддоном для установки вкладышей подшипников и лотком для слива расплавленного баббита.

Для заливки сплава во вкладыши подшипников применяются и другие типы печей, например, ППН с нижним клапаном разлива. В такие печи помещают тигели с баббитом. Они также нагреваются электрическими нагревателями. Такие печи имеют канал для аварийного слива, управляются с пульта, на котором задаются режимы работы. Печи типа ППН позволяют дозировано разливать баббит во вкладыши подшипников.

Как купить качественный сплав

От качества сплава зависит, насколько хорошо будут работать механизмы, в которых он используется. Поэтому следует покупать только баббит, изготовленный по ГОСТу.

Слитки должны быть чистыми, однородными, на них должны стоять (быть выдавлены) марка материала, номер плавки и товарный знак предприятия. Важно, чтобы состав сплава соответствовал цели, для которой его будут применять.

Не стоит гнаться за очень низкой ценой. Сплав Б83 продается по цене примерно 1 300 000 р за 1 т. Лом баббита дешевле, чем первичный материал — 500-600 рублей за килограмм.

Баббит Б16 стоит дешевле — около 350 тысяч рублей за тонну. Предприятия, которые занимаются оптовыми поставками, могут установить свои цены, они ниже, чем розничные.

Заключение

Несмотря на то что баббит был изобретен давно, он до сих пор применяется в подшипниках и эффективно выполняет свою функцию. Для каждого вида подшипников применяется сплав различного состава, различные добавки к основному металлу — олову или свинцу — меняют свойства материала, делая его мягче, тверже, более гибким или, наоборот, хрупким. Перезаливка сплавом подшипников позволяет не менять их полностью.

Источник: https://2proraba.com/stroitelnye-materialy/babbit.html

Баббит — это что такое?

Баббит — это специальный сплав, изготовленный на основе свинца, олова и других металлов. Основным его преимуществом является низкий коэффициент трения. Назван этот сплав был в честь американского предпринимателя и ювелира И. Баббита, его изобретателя.

История создания

Получен этот сплав И. Баббитом был в 1839 году. Основной целью его создания было увеличение срока службы подшипников паровых машин. Производители подобных агрегатов сразу же оценили отличные эксплуатационные свойства нового сплава и начали широко его использовать. В 1841 году И. Баббит, работавший до этого ювелиром, получил за свое изобретение премию от Конгресса США в 20 тыс. долларов. Это стало поворотным моментом в его карьере. С этих пор Баббит начал заниматься именно сплавами.

В 1844 г. открытый им металл был запатентован в Англии. А уже в 1847 г. баббит как новый сплав зарегистрировали и в России.

Что собой представляет

В качестве дополнительного к свинцу и олову металла при изготовлении баббита чаще всего используются медь либо сурьма. Высокие антифрикционные свойства этот сплав имеет прежде всего потому, что состоит как из твердых, так и из мягких элементов. К плюсам баббита, помимо низкого коэффициента трения, относят еще и износостойкость. Даже при сильной нагрузке такой сплав способен прослужить очень долгое время.

Как и в позапрошлом веке, в наше время баббит чаще всего применяется для улучшения эксплуатационных характеристик подшипников и увеличения срока их службы. Расплавом этого металла заливают их внутренние поверхности, подвергающиеся трению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как пользоваться лазерным уровнем для выравнивания пола

Подшипники, изготовленные с использованием баббита, благодаря высоким антифрикционным свойствам последнего, помимо всего прочего, еще и плотнее прилегают к валам. Ведь для преодоления трения в данном случае нужно прилагать меньшее усилие.

Использоваться баббит может для улучшения характеристик подшипников разных видов.

Срок службы подшипников скольжения с баббитом напрямую зависит от толщины его слоя. Чем этот показатель ниже, тем дольше может эксплуатироваться деталь.

Преимущества и недостатки

К плюсам этого сплава, помимо низкого коэффициента трения и износоустойчивости, относят и легкоплавкость. Температура плавления баббита составляет всего 240 оС. Также преимуществами этого металла являются:

  • способность противостоять не только вращательным, но и возвратно-поступательным движениям;
  • стойкость к коррозии;
  • высокая степень теплопроводности;
  • повышенная размягчаемость при температуре выше 100 С;
  • высокая степень ударной вязкости.

Имеет заливка баббитом внутренних частей подшипников и еще одно преимущества. В этом металле, помимо всего прочего, образуются микроканальцы, по которым к трущимся элементам поступает смазка.

Недостатков у этого сплава практически не имеется. Однако один, довольно-таки серьезный минус у него все же есть. К сожалению, баббит — это металл, не отличающийся особой прочностью. Именно поэтому подшипники из него целиком не изготавливают. Корпус этих элементов делают из более прочных металлов — чаще всего из стали.

Основные виды

Баббит — это, таким образом, металл, отличающийся очень неплохими эксплуатационными характеристиками. Помимо этого, такие сплавы еще и довольно-таки просты в изготовлении. На настоящий момент существует всего три основных разновидности баббита. Классифицируется этот сплав прежде всего по виду использованных при изготовлении металлов. По такому признаку различают баббиты:

  • кальциевые;
  • оловянные;
  • свинцовые.

Кальциевые баббиты

Основой сплава этой марки является свинец. Свое название баббиты этой группы получили потому, что в их состав входят кальций и натрий. Основным преимуществом сплавов этой группы является невысокая стоимость. Баббит, изготовленный с использованием кальция и натрия, имеет повышенную степень теплопроводности и является материалом очень плотным. Недостатком же сплавов этой группы считается способность очень быстро окисляться.

Чаще всего такие баббиты используются при изготовлении подшипников для рам ж/д вагонов. Объясняется это тем, что ж/д конструкции этого типа тщательно контролируются. А поэтому вышедшие из строя из-за окисления баббита подшипники своевременно заменяются.

Оловянные сплавы

Основным преимуществом баббитов этой группы является высокая степень прочности. Изготавливаются эти сплавы, как уже можно судить по их названию, из олова. К плюсам этого металла, помимо износостойкости и пластичности, относят и отличную сопротивляемость коррозии.

Оловянные баббиты также примерно в два раза крепче сплавов двух других групп. Поэтому с их использованием изготавливаются подшипники самых важных узлов разного рода механизмов и агрегатов. Чаще всего такие элементы используются в конструкции малооборотных двигателей.

Кроме олова, в состав баббитов этой группы входят также такие металлы, как никель (может заменяться на кадмий) или медь либо сурьма. Единственным недостатком оловянных сплавов является их высокая стоимость. Цена на изготовленные с их использованием подшипники выше, чем на любые другие.

Свинцовые баббиты

Основным преимуществом сплавов этой разновидности является устойчивость к воздействию повышенных температур. Изготавливаются такие баббиты из свинца и сурьмы. Особой эластичностью они не отличаются.

А поэтому для изготовления подшипников, в процессе эксплуатации подвергающихся сильным нагрузкам, не используются. Также баббиты этой группы, к сожалению, не отличаются устойчивостью к ржавлению.

Используются изготовленные с их применением подшипники при сборке в основном только сельскохозяйственной тяжелой техники и автомобилей.

Применение в подшипниках

Сфера использования баббита, таким образом, довольно-таки широка. Применяться этот сплав может для изготовления подшипников:

  • шатунных;
  • коренных;
  • предназначенных для компрессоров, судовых водопроводов;
  • используемых в тяжелом машиностроении.

Марки баббитов

При выборе такого сплава для изготовления подшипников производителям, помимо всего прочего, следует обращать и на его марку. Таковых существует всего шесть — Б88, 83, 83С (для оловянных сплавов), Б16, Н, С6 (для свинцовых). Баббиты — это металлы, которые маркируются в зависимости от пропорций входящих в их состав компонентов — меди, кадмия, никеля.

В любом случае при изготовлении сплавов этой разновидности должны соблюдаться требования ГОСТ. Свинцовые и оловянные баббиты делают по ГОСТ 1320-74, кальциевые — по ГОСТ 1209-90.

Цинковые и алюминиевые сплавы

Основных разновидностей баббитов имеется, как уже упоминалось, три. Однако при производстве подшипников могут использоваться также такие сплавы этой группы, как:

Применяются в промышленности баббиты этих двух разновидностей редко. Но все же иногда подшипники с их использованием изготавливаются. Основным преимуществом алюминиевых баббитов считается невысокая стоимость. В цинковых сплавах мягким элементом является эвтектика, а твердым — Al либо CuZn3. Основной же компонент таких баббитов — это цинк.

Требования ГОСТ

Согласно стандартам, баббит любой группы должен:

  • изготавливаться из первичных или вторичных металлов, отлитых в чушке массой не более 22 кг;
  • выплавляться в чушки с чистой поверхностью, без разного рода шлаковых загрязнений.

В изломе чушки баббит, по ГОСТ, должен быть абсолютно однородным. Изготавливать этот сплав положено в цехах, оборудованных системами вентиляции. Согласно нормативам, доля свинца в воздухе рабочей зоны на предприятии не должна превышать 0,01/0,005 мг/м3, сурьмы — 0,5/0,2 мг/м3.

Кто производит

Поставляют этот сплав на рынок, кончено же, в основном металлургические предприятия. К примеру, изготовлением баббита занимаются такие компании, как:

  • ООО «Завод Уралпрокат».
  • ООО «Аурема».
  • ООО «Пермский опытно-металлургический завод».
  • ООО «Цвет-Мет Маркет».

Есть на рынке и другие крупные производители баббита. Стоит этот металл, в зависимости от разновидности и марки, в пределах 200-800 рублей за килограмм.

Источник: https://FB.ru/article/336675/babbit---eto-chto-takoe

Что такое баббит, цена за 1 кг лома в пунктах приема

Заготовители цветного лома, оценивая баббиты, ориентируются на химический состав и состояние металла.

На сегодняшний день баббит на пунктах приема принимают по ценам от 50 до 1200 рублей за кг.

Человек, не знающий основных характеристик, может стать жертвой обмана недобросовестного скупщика лома.

Что такое баббит, и где его применяют

Баббит — это мягкий сплав, в составе которого присутствуют частицы твердых металлов. Используется в качестве твердой смазки в подшипниках и деталях трения.

При заливке или напылении сплава на внутреннюю сторону вкладыша подшипника образуется кольцо, которое при постоянной подаче масла повышает износостойкость деталей.

Основой антифрикционного сплава служат олово и свинец, обладающие высокой теплопроводностью и низким коэффициентом трения.

В зависимости от предназначения, в сплав добавляют:

  • медь:
  • сурьму;
  • кальций;
  • алюминий и т.д.

Баббиты по составу основного сырья делятся на три категории:

  • свинцовые;
  • оловянные;
  • кальциевые.

Свинцовые сплавы

Баббиты из свинца наиболее распространены из-за своей дешевизны, применяются для заливки деталей, не подверженных сильной нагрузке.

По составу добавок маркируются:

Основной состав сплава марки Б16 – это свинец. Цифра 16 обозначает процент содержания олова, дополнительные примеси – медь и сурьма.

Особенностью этого баббита является способность выдерживать высокие температуры в течение длительного времени.

Главный недостаток – при больших нагрузках и вибрации сплав трескается и крошится.

В основном используется для заливки подшипников железнодорожного и водного транспорта, во время эксплуатации которых их часто меняют.

Также баббит Б16 можно найти в:

  • подшипниках маломощных дизельных моторов;
  • мельницах шарового и трубного типа;
  • турбинах, вращающихся под давлением пара или воды;
  • компрессорах;
  • дробильных установках.

БН – баббит, который можно использовать вместо Б16, в нем также присутствует до 11% олова и 5 дополнительных веществ:

  • сурьма (до 15%);
  • медь;
  • кадмий;
  • мышьяк;
  • никель.

Благодаря этим добавкам подшипники с вкладышем из баббита БН более крепкие. Чаще всего используются в дизельных генераторах и компрессорах.

Свинцовый сплав БС6 выдерживает ударные нагрузки и востребован в деталях тракторных двигателей.

Маркировка поГОСТ:

Оловянные сплавы дороже. По физическим и антифрикционным свойствам они превосходят свинцовые.

Самый популярный сплав марки Б83, в основной состав которого входит до 85% олова, сурьма и медь.

Широко применяется в подшипниках, вращающихся на высокой скорости при средних нагрузках.

Высокая износостойкость продлевает срок службы оборудования, но, так же, как и баббит Б16, Б83 не выдерживает ударных нагрузок и вибраций.

Применяют в механизмах, принцип работы которых основан на турбинном вращении.

Это могут быть:

  • подшипники паровых двигателей;
  • турбокомпрессоры;
  • дизельные двигатели с низкими оборотами.

Более удачная модификация этого сплава – марка Б83с, химический состав которого позволяет использовать его в качестве твердой смазки в узлах механизмов, работающих с ударной силой.

Б88 – самый дорогой оловянный сплав баббита. Из маркировки следует, что средний процент содержания олова – 88%. Выдерживает не только высокие температуры, но и устойчив к высоким динамическим нагрузкам и вибрационным ударам. Активно используется в тяжелом машиностроении и в других отраслях, связанных с громоздкими вращающимися механизмами.

Свинцово-кальциевые сплавы производят под маркировкой:

Данные баббиты используют в основном в подвижных механизмах железнодорожного транспорта, а также для заливки коренных и шатунных подшипников дизельных и газовых двигателей.

Источник: https://rcycle.net/metally/cvetnye/chto-takoe-babbit-tsena-za-1-kg-loma-v-punktah-priema

Баббит, его виды, свойства, состав и применение

В 1841 году мир узнал об антифрикционном сплаве со странным названием баббит. Его создал ювелир Исаак Бэббит, в свободное время увлекавшийся поиском новых видов материалов. Это открытие стало поворотным не только для изобретателя, но и для производства подшипников. Подшипники, сделанные из баббита, отличались повышенными окружными скоростями, что давало возможность значительно увеличить передаваемым валом нагрузку.

Так что же это за сплав? Почему актуальность его применения не изменилась спустя столько лет после открытия.

Состав и свойства

Баббит – подшипниковый сплав, основным компонентом которого являются свинец или олово. Относится к группе антифрикционных материалов. Механические свойства и химический состав регулируются государственным стандартом ГОСТ 1320-74.

Помимо основных элементов баббит включает в себя такие металлы как:

  • Кадмий. Оказывает положительное воздействие на коррозионностойкие свойства сплава.
  • Медь. Увеличивает вязкость антифрикционного сплава, что, соответственно, повышает прирабатываемость.
  • Никель. Повышает механические свойства, в частности, прочность на растяжение, твердость и износостойкость.
  • Сурьма. Способствует уменьшения схватывания со сталью.
  • Теллур. Положительно влияет на пластичность сплава.
  • Кальций, натрий и алюминий – группа элементов, вводимых в баббит, как заменители дефицитного олова.
  • Мышьяк. Увеличивает значение прочности и твердости сплава.

Виды баббитов и их свойства

Среди особенностей баббитов выделяют низкую температуру плавления (до 450 ºС), отсутствие схватывания со стальными поверхностями и высокая прирабатываемость.

https://www.youtube.com/watch?v=GYwtB889VVA

В зависимости от химического состава баббиты делятся на 3 группы: свинцовистые, оловянные и свинцовокальциевые.

Свинцовистые

Самой востребованной маркой свинцовистых — является Б16. Его химический состав состоит на 15%-ов из олова, на 15%-ов из сурьмы, на 2% из меди. Оставшуюся часть занимает свинец.

Свинцовистые баббиты отличаются более низкими антифрикционными характеристиками, более хрупки и износостойки. Увеличение содержание в Б16 сурьмы и олова увеличивают прочностные свойства, но отрицательно влияют на его пластичность. Медь в данной марке устраняет химическую неоднородность, повышает вязкость и немного увеличивает твердость.

Повышенное содержание свинца баббитом Б16 делает его более плотным. Плотность составляет 9290 кг/м3. Твердость порядка 30 единиц по шкале Бринелля. Предел прочности на растяжение равен 8 кг/см2. Процессы деформации начинаются уже при нагрузке в 6 кг/см2.

Баббит Б16 плавится при температуре 410 ºС. Полное расплавление всех твердых компонентов сплава происходит при 480 ºС.

Б16 хрупок. По этой причине его применение ограничивается воздействием ударных нагрузок. Подшипники на его основе используются при спокойной работе и при окружных скоростях до 120 м/с. Температура окружающей среды при этом не должна превышать 70 ºС. Коэффициент трения Б16 составляет 0,006 единиц.

Подшипники из Б16 используют при изготовлении турбин паровых установок, прокатных станов, компрессоров, электродвигателей, гидротурбин и лесопильных рам.

Свинцовокальциевые 

Наибольшее использование для изготовления подшипников получил баббит БКА. В его состав помимо свинца входят такие элементы как кальций (до 1,2%), натрий (до 0,9%) и алюминий (до 0,2%). Антифрикционные свойства обеспечивает наличие в структуре сплава соединения кальцита свинца. Роль их аналогична олову в Б83. Натрий увеличивает механические характеристики БКА, в частности твердость. баббитом алюминия положительно воздействует, как и на прочность так и на коэффициент трения.

Механические свойства БКА повышают проведением термической обработки: естественного старения. Данный процесс ускоряют дополнительным нагревом до 60 ºС.

Баббит не сцепляется со сталью и удерживается на ее поверхности с помощью механического крепления. Температура работы подшипников на основе свинцовокальциевых баббитов составляет 60 ºС. При повышении температуры эксплуатации сильно снижается твердость баббита, которая может привести к разрушению подшипниковых колец.

Данные подшипники отличаются низкой ценой из-за замены дорогостоящего олова более дешевыми металлами. Но недостаток их кроется в прочности и низких коррозионностойких свойствах, которые приводят к окислению баббита на воздухе, и, как следствие, резкому снижению износостойкости. По этой причине основное применение подшипников из баббита БКА – железнодорожное производство, не имеющее значительных требований как по нагрузке, так и по окружным скоростям.

Производство

Для выплавки баббитов применяется как руда, так и металлолом. На долю вторичного производства в нашей стране приходится около 75%. Сплавы транспортируются в виде чушек, вес которых строго регламентирован государственными стандартами и не превышает 22 кг.

Плавка чушек осуществляется в специальных электропечах камерного типа. Процесс этот относительно дешевый. Связано это в первую очередь с низкой температурой плавления сплавов. Обычно в условиях среднесерийного производства достаточно 26 кВт мощности печи.

При плавке основная сложность заключается в получение химического состава заявленного в государственном стандарте. Любое отклонение от нормы может привести к значительному изменению эксплуатационных характеристик, что в будущем скажется на долговечности подшипника.

По этой причине чушки предварительно очищаются от загрязнений специальными моющими средствами. Далее следует обезжиривание поверхности. И только уже после выполнения всех этих действий баббит помещается в печь.

Ценообразование

Цена баббита складывается из стоимости металлических компонентов, входящих в его состав. В первую очередь, здесь речь идет об олове. Дефицит данного металла в производстве растет, и, соответственно цены на него тоже.

Базой формирования стоимости на металлы для промышленников служат мировые биржи. В последнее время большинство производителей ориентируются на значение котировок Лондонской биржи черных и цветных металлов.

Так же на стоимость влияет объем поставки лома. В случаях крупных партий (свыше 100 кг) пункты приема металлолома делают наценку от 5 до 10%.

Если брать средний значение стоимости баббита по России, то она колеблется в пределах 500-600 рублей за килограмм.

Источник: https://prompriem.ru/stati/babbit.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электропривод
Как сделать выжигатель по дереву своими руками

Закрыть