Чеканка что это такое

Что такое чеканка по металлу — Справочник металлиста

чеканка что это такое

Процесс производства рисунка, который получают при выбивании на листе металла. Чеканка — это один из видов прикладного искусства. Чеканку применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов. Рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков. Их выполняют из металла и дерева.

Изделие чеканкиМастер чеканки по металлу

Для чеканки применяют такие материалы, как латунь, медь и некоторые другие. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основного материала используют золото, серебро, платину и пр. Толщина металла может составлять от 0,2 до 1 мм.

Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.

Чеканка — ручная работа

Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.

Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм.

Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи.

Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.

Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.

Основные виды чеканки

Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств.

Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб.

С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.

Виды чеканкиОбъемная чеканка по металлу

Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.

Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.

Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.

Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Ювелиры в своей работе используют золотые и серебряные сплавы. Чуть меньше они работают листы красной меди и сплавов на ее основе.

Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке.

Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку.

Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Кроме меди, широко применяют такие материалы, как бронза, латунь и некоторые другие.

Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки.

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.

Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность.

Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить.

Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.

Сталь для чеканки

При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.

Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу.

Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают,  при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650.

Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.

Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки.

Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят.

По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Технологический процесс

Работа по выполнению чеканки начинается с подготовки рисунка, который выполняют в натуральную величину. Рисунок должен быть выполнен в контурной манере, то есть предметы необходимо изображать без теней. На листе необходимо оставить поля, необходимые для фиксации его на металле.

Технологический процесс чеканки

Для переноса рисунка, на предмете обработки выполняют его развертку на бумаге. Исходя из последнего, из металла вырезают контур.

Его размер должен немного, на 3 — 4 см, превышать площадь изображения, нанесенного на бумагу. Эта полоса металла необходима для крепления металла на рабочем месте.

Кстати, для усиления фиксации металлического листа применяют смолу.

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

Изделия ковки

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Чеканка своими руками

Чеканка, выполненная своими руками, станет хорошим украшением интерьера и будет длительное время радовать глаз.

Для создания картины лучше всего подойдет лист меди или алюминия. Эти материалы обладают всеми необходимыми свойствами для создания желаемых узоров и картин.

  Что такое штамповка металла

Для выполнения чеканки, начинающему мастеру потребуются:

  1. медный или алюминиевый лист;
  2. лист резины или фанеры, который будет служить подложкой для выполнения чеканки;
  3. инструмент для выполнения контурной и объемной чеканки;
  4. молоток и пр.

Само собой, работу по получению изображения на металле нельзя начать выполнять без наличия рабочего эскиза.

Перед началом работы необходимо подготовить основной материал, в частности, необходимо разогреть лист материала и затем дать ему остыть.

Проанализировав эскиз, будущий мастер должен принять решение — какие линии будут формироваться на лицевой, какие на изнаночной стороне.

Все работы начинают с лицевой стороны листа.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://ssk2121.com/chto-takoe-chekanka-po-metallu/

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу — Токарь

чеканка что это такое

Чеканка по металлу – разновидность декоративно-прикладного искусства и вид холодной обработки металла. Представляет собой процесс нанесения рисунка плоского или объемного типа на металлический лист с помощью специального инструмента и приемов выполнения.

По своей сути это процесс художественной обработки металла. Обе разновидности используются для украшения фасадов и интерьеров общественных и частных домов, картин, оружия, кухонной утвари, предметов повседневного быта, изделий из драгоценных металлов.

Чеканку по металлу в своей работе широко используют дизайнеры и строители. В наше время это популярный вид художественных изделий, который востребован и поражает своим разнообразием. Требует высочайшего мастерства от исполнителя.

Выполнить чеканку своими руками нетяжело, если знать разновидности мастерства, нюансы изготовления, используемые материалы и выработать свой почерк.

Сущность процесса

Сущность техники чеканки заключается в воздействии на инструмент для чеканки ударами разгонного молотка. На металле остается отпечаток, соответствующий его типу. Выполняя многократные удары, получают рельеф, который соответствует эскизу.

Форма рисунка передается с большой выразительностью и точностью, зависит от используемых в процессе работы инструментов, которыми пользуется чеканщик. При этом качество работы зависит от его квалификации и мастерства. Каждый мастер имеет свой стиль работы.

Металлическое тиснение на цветном и черном металлах различается по виду и технологии выполнения.

Виды чеканки по металлу

Различают следующие виды чеканки:

  • рельефную;
  • плоскорельефную;
  • контурную;
  • объемную;
  • ажурную;
  • декоративно-фактурную;
  • по литью.

Применяемые материалы и инструменты

Металл, на котором планируется выполнять чеканку, должен обладать вязкостью, пластичностью, способностью изменять форму под воздействием силы, не разрушаясь, подвергаться полировке. К нему относят листы:

  • меди;
  • алюминия;
  • латуни;
  • мельхиора;
  • нейзильбера;
  • железа для кровли;
  • стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
  • золота;
  • серебра;
  • фольгированные.

Материалы для чеканки имеют разную толщину, она варьирует в широких пределах от 0,5 до 3 мм и зависит от вида применяемого металла.

Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.

В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:

  • выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
  • сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
  • контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
  • выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
  • просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
  • выколотки с изнанки (пурошники);
  • отпечатка (фигурные).

Свой инструмент должен иметь каждый чеканщик, его можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо купить стальной прут определенного диаметра и изготовить чекан.

Прежде чем придавать форму пруту, его необходимо нагреть до яркого красного цвета, остудить и лишь после этих действий приступать к изготовлению инструмента. После изготовления чекан подлежит закалке.

В домашних условиях эту операцию можно выполнить с помощью паяльной лампы. Опять нагреть до красного цвета и опустить в машинное масло для медленного остывания.

Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.

Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная.

Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика.

Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой.

  Создание силиконовой формы для отливки

Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл.

Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники.

Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.

При выполнении работ понадобятся подсобные приспособления, такие как подложки и мешочки разной плотности, а также расходные материалы, которые используются для придания изделию защитных свойств, укрепляющих и украшающих его, а при необходимости позволяющие красиво оформить свой труд.

В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.

Основные этапы чеканки

Работы в этой технике выполняются в таком порядке:

  • выполняют эскиз рисунка;
  • вырезают пластину из выбранного металла, соответствующую размеру рисунка, с добавлением припусков (для закрепления и оформления по окончании работ в рамку);
  • при необходимости заготовку подвергают обжигу и выравнивают;
  • выполняют операцию обезжиривания;
  • покрывают одну сторону гуашью или краской белого цвета;
  • переносят эскиз с помощью копировальной бумаги и чертилки на заготовку;
  • покрывают нитролаком (можно и не покрывать);
  • прорабатывают чеканами соответствующего вида все контуры и линии, контролируя положения чекана и ту часть, где выполняется чеканка;
  • выполняют декоративную отделку.

Особое внимание уделяют положению чекана. Он должен быть слегка наклоненным назад, находиться в левой руке между пальцами так, чтобы мизинец не задействовался. Локоть ни на что не опирается, находится на весу. Это обеспечивает хорошее манипулирование инструментом. Удары молотком наносят, двигаясь вперед, при этом его держат в правой руке.

Выполнение художественной чеканки своими руками

Чеканка, выполненная своими руками, украсит любой интерьер, это хороший подарок друзьям и сослуживцам, может даже стать прибыльным делом. И необязательно быть художником. Сейчас в интернете можно найти множество рисунков. Добавив к ним свой вкус, фантазию и освоив азы чеканки, можно создавать уникальные шедевры.

Для начинающих рекомендуется выполнить сначала чеканку с простым рисунком. Так можно научиться выполнять перевод рисунка на пластину, обводить контур изображения расходником, опускать фон лощатником, создавать объем пурошником, отделывать фон камфарником.

И только испробовав все инструменты в деле и получив положительный результат, приступать к художественному оформлению работы любой сложности. Рисунок чеканят только правильно подобранным инструментом, поэтому необходимо его купить или изготовить самостоятельно, а также правильно подобрать подсобные приспособления и технику исполнения.

Но и не забыть про обустройство рабочего места. Оно должно быть удобным и хорошо освещенным.

Особенности медной чеканки

Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности.

Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента.

Для операции понадобится пластилин.

Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана.

Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование.

Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делают из железной руды

Решив выполнить свой вариант обработки чеканки, необходимо узнать тонкости выполнения той или иной операции. Многие материалы токсичны и требуют соблюдения правил техники безопасности не только при проведении работ, но и при хранении составов.

Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается.

В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.

Запрещается протирать готовую чеканку тканевым материалом: он может повредить декоративную пленку.

Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.

  Настенные светильники над кроватью

Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:

Просим тех, кто занимается изготовлением чеканки по металлу, поделиться в х своим опытом и рассказать о своих неудачах и достижениях.

Чеканку делали еще в древние времена и такие изделия были такими дорогими, что лишь богатые могли позволить себе такую роскошь. Сейчас в наше время не только каждый может купить ее, но и сделать в домашних условиях.

Каким образом? Об этом пойдет речь в нашей статье. Мы рассмотрим мастер-класс чеканки из фольги своими руками, которую можно повесить или же поставить у себя дома. В качестве подарка она тоже отлично подойдет.

Для начала мы рассмотрим простой вариант создания чеканки.

Начинаем с простого

В любом магазине вы всегда сможете приобрести уже готовые наборы для творчества. Но гораздо интереснее сделать все от начала до конца самому, а также придумать рисунок. От вас необходимы только усилия и терпение.

Материалы понадобятся следующие:

  • лист фольги или же банка алюминиевая;
  • подложка под лист фольги. Важно: чем толще лист фольги, тем мягче должна быть подложка. В качестве подложки подойдет фетр, резина;
  • для нанесения рисунка потребуется инструмент. В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее;
  • трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать;
  • ножницы;
  • линейка.

Начнем изготовлять чеканку. Берем банку. Оба донышка отрезаем. Теперь разрезаем баночку с одного края и расправляем так, чтобы получился лист. Теперь линейкой расправляем краешки и обрезаем их. Не исключен вариант использования листа фольги.

Теперь кладем материал лицевой стороной вниз на подложку. Рисунок потом получится в зеркальном отображении. Теперь кладем трафарет на лист и с помощью инструмента продавливаем картинку. Можно продавливать либо сплошной линией, либо прерывистой. Теперь подобным образом вы можете сделать и рамку.

Подарок родным и близким

Каждый ребенок хоть раз, но дарил своим родителям подарки, сделанные своими руками. Несомненно, родители были счастливы, видя маленький сюрприз от своего малыша. Одним из вариантов подарочка может стать чеканка для папы. Сегодня мы рассмотрим поэтапно, как можно сделать милую «Машинку».

  • фольга;
  • картон;
  • инструмент (кисточка, палочка для суши);
  • шаблон или трафарет;
  • подложка (ею может оказаться альбом или фетр).

Пожалуй, начнем. Кладем альбом, на него фольгу, а затем и шаблон следующим образом:

Точно по контуру обводим наш рисунок инструментом.

После того как провели линии, убираем шаблон и получается следующее.

  • Теперь с помощью того же инструмента делаем точки вокруг машинки.

Чеканим теперь отдельные детали машинки. Можно начать с окошек.

  1. Переверните теперь фольгу и обведите по контуру ту же детальку.
  2. Если перевернуть работу, то вот что должно получиться:
  3. Делаем затем и остальные части машины по такому же принципу.
  4. Теперь переворачиваем фольгу и обводим по контору и по деталькам машинки инструментом еще раз.
  5. В итоге вы получаете такой прекрасный подарочек для своих родителей.

Источник: https://nzmetallspb.ru/benzoinstrument/chekanka-mednaya-chekanka-svoimi-rukami-po-metallu.html

Чеканка, гравировка и тиснение – механические технологии декорирования металлов

чеканка что это такое

В отдельных статье мы описывали химические методы художественной обработки металла – такие как травление ювелирных изделий, покрытие золотом (золочение) и другими металлами, а также чернение серебра. А сейчас поговорим о механических способах декорирования.

Чеканка по металлу

Художественная чеканка (англ. — hammering) была известна практически повсеместно с древнейших времён. В этой технике создавались как масштабные, так и миниатюрные изделия (культового или бытового назначения).

Техника чеканки

Художественную чеканку выполняют из листового металла, или по «литью» — то есть на поверхности отлитого изделия. Это два технологически разных способа. При первом из листовой заготовки чеканят новое изделие. При втором способе — только оттачивают исходную художественную форму. Мастер действует чеканом (специальным стержнем, который ставят вертикально, ударяя по нему сверху молотком). Нижний, рабочий конец (бой) чекана и оставляет отпечаток на материале.

Чеканщик берёт металл с определённой пластичностью и вязкостью, способный менять форму под действием силы. Пригодны большинство металлов и их сплавов (исключая особо колкие, например чугун). Работают с листами металла толщиной от 0,4 до 1 мм подходящей пластичности.

Инструменты для художественной чеканки

Ученикам Хогвардса полагалось по одной палочке, но у чеканщиков всё не просто. Чувство координации при ведении чекана и точном ударе молотка — результат упорной практики.

В помощь дан целый арсенал вспомогательных средств для чеканов — расходники, лощатники, пурошники, бобошники и трубочки длиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения.

Не забудем про пуансоны — чеканы, на рабочей стороне которых установлены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли и пуансоны с изображением рук, глаз и тому подобного. Это оптимизировало чеканку лицевых, культовых изображений.

Как наносят рисунок для чеканки? Приём канфарения по металлу

Отрезанной от листа металлической бляшке нужен припуск вокруг рисунка 30—40 мм для закрепления бляшки на смоле при чеканке.
Для нанесения рисунка на металл, заготовку грунтуют белой акварелью. Затем на нее переводят (через копирку) рисунок, — контурный, в натуральную величину.

Полученный контур закрепляют нитролаком, чтобы он не стирался при работе. Но в серьёзных случаях (больших многофигурных композиций, портретов и тому подобное) лучше применять канфарение. Суть этой техники в следующем.

Закреплённый на металле рисунок «перфорируют» специальным инструментом — канфарником, пробивая по контурам рядами точек, образующих пунктирные линии.

Чеканка по металлу: что идет за нанесением орнамента?

Дальнейшие этапы в работе чеканщика включают: расходку, создание рельефа и отделку (нанесение фактуры).

В ходе расходки канфарный рисунок чеканом-расходником соединяют в сплошную линию. Затем лощатниками «опускают» фон вокруг рисунка. Выколотку рельефа (если это в планах) проводят с обратной стороны, на резине или мешке с песком. Далее финальная доводка.

Легко ли найти настоящие чеканные изделия?

Ручной труд дело непростое, ценник рядом с изящной вещицей тому подтверждение. «От и до» вручную отчеканенное украшение — это редкий гость в современном ювелирном ассортименте.

Заводы и фабрики давно перешли на литьё и штамповку с последующим «доведением» — в том числе и чеканкой. Тем не менее, сохранились промысловые предприятия, практикующие создание украшений в традиционном стиле.

Яркий представитель подобных ювелирных бизнесов — дагестанские Кубачи, широко применяющие техники чеканки, гравирования, чернения и зернения.

Примеры работ Кубачинских мастеров с применением чеканки:

Художественное гравирование по металлу

Так называемое плоскостное гравирование (англ. engraving) – это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл с помощью резца. При плоскостном гравировании (двухмерном) обрабатывается только поверхность металла. Это широко распространенный приём в художественной обработке металла.

Его назначение — декорировать поверхность изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, надписей и шрифтовых работ.

Графика резцом на металле — еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.

Техника гравирования

Отлично подходят для гравировки латунь, серебро, некоторые стали. Неплохо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы. Хуже — золото, платина, алюминий. Поверхность металла, который планируется подвергнуть гравированию, должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной) — излишний блеск слепит.

Перенос рисунка на металл проводят так же, как при чеканке. Мелкие ювелирные изделия и медали перед работой крепят к доске, по размерам большей, чем заготовка или изделие. Небольшие заготовки крепят сургучом или канифолью. Основное орудие гравировщика — штихель (резец).

Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку.

Ювелиры Кубачинского промысла (как и вообще мастера Кавказа) блестяще гравируют эффектные украшения — примеры их работ с чернёным гравированием можно увидеть выше, в разделе чеканки..

Художественное тиснение на металле

Техника тиснения по металлу зародилась еще в домонгольский период (X—XI вв.). Её преимущество по сравнению с чеканкой — в быстроте производства изделий, а также в значительной экономии золота и серебра (тиснение проводят на материале значительно меньшей толщины по сравнению с чеканкой). В работе, как и в случае чеканки, используют пуансоны. Одного удара пуансона достаточно, чтобы его рабочий конец сообщил металлу соответствующую, желаемую форму.

Как и в случае чеканки, при тиснении не обязательно добиваться определенного рисунка или орнамента. Вместо этого ювелир может создать изделие с игрой света путём тиснения «неровностей» на поверхности. То же самое может служить цели обеспечения  «эффекта древнего украшения». Однако, довольно часто тиснят именно определённый орнамент.

Басма («отпечаток» на тюркском) — это тиснение рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок.  Матрицы — это шаг в развитии тиснения, заменяющего чеканку. Они представляют собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев и углов и резких выступов (иначе рвётся тонкий металл при тиснении).

Техника тиснения по металлу

Суть процесса тиснения: на матрицу кладут лист подготовленного металла толщиной 0,2—0,3 мм. Сверху кладут прокладку из листового свинца. По ней работают деревянным молотком или прессуют винтовыми ручными прессами мощностью от 5 до 10 (15)т.

Под действием силы свинец (в силу пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, копируя ее рельеф. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, повторяющий детали матрицы, включая и фактуру.

Иногда контур узора канфарят, подчёркивая рисунок.

В древнерусском искусстве басмы применялись для оковки ларцов, икон, окладов и подобных изделий. Основу изделия делали из дерева и на нее при помощи мелких гвоздей набивалась басма, сплошь закрывающая столярную конструкцию и превращающая изделие как бы в чеканное.

Для получения орнамента на матрице выполнялся только один рапорт — «шаг». Затем после каждого тиснения заготовка передвигалась на величину рапорта и вновь оттискивалась (на готовой басме такие стыки хорошо видны).

По наличию стыков на басме легко отличить тиснение от чеканки.

Надеемся, теперь всеми понят смысл названия московской Басманной улицы).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Виды ювелирных техник | Серебряная чернь — одна из техник химической обработки металлов | Травление серебряных изделий и других металлов. Родирование ювелирных изделий, и другие техники химического декора по металлу

Ювелирные изделия с эмалью | Техника горячей и холодной эмали | Перегородчатая эмаль | Традиции грузинской перегородчатой эмали | Украшения из ростовской финифти | Техника ювелирной филиграни

Источник: https://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/chekanka-gravirovka-i-tisnenie-mehanicheskie-tehnologii-dekorirovaniya-metallov/

История чеканки монет. От Древнего мира до настоящего времени

4 мая 2017

Создание монет — одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет — это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы «пройдемся» по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи — их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны  — доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII—XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера — Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Блюминг что это такое

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет — в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед. В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед. У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет — пруф-лайк, или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться.  Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.  

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин,  В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6—0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка — центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб  вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа — это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш каталог. А также не забывайте подписываться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Источник: http://kvashnin-art.com/blog/istoriya-chekanki-monet/

Чеканка по металлу. Художественная обработка металла. Рисунки для чеканки

Чеканка по металлу — это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.

Ремесло или искусство

Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.

В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

Технические условия

Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж.

Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра.

Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Просечка

Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.

После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала. Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться.

Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.

Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной. При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки. И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.

Чеканка по металлу своими руками

Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.

Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником — это основной инструмент чеканщика.

Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях — это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения.

В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется набор инструментов и специальный материал.

Рисунки для чеканки

Начальным этапом в процессе создания изделия является нанесение рисунка на заготовку. Художественная обработка металла связана с наличием таких исходных материалов, как металлические пластины из жести или листовой меди, латуни и алюминия.

На каждую из них необходимо нанести рисунок, по которому будет сделана чеканка. Тематика изображений выбирается заранее, и далее по ним готовятся специальные наброски. Затем рисунки методом прямого копирования переносятся на поверхность металлической заготовки.

После этого поверхность покрывается тонким слоем лака, предохраняющим контуры от истирания.

Формы

Технологии чеканки по металлу используются при изготовлении монет. Этот автоматический процесс находится под контролем государства и призван обеспечить потребности страны в денежных единицах.

Сложнейшие механизмы безостановочно штампуют металлические монеты разного достоинства. Для каждого номинала существует своя форма для чеканки, которая представляет собой взаимозаменяемую, универсальную конструкцию.

Техники по мере необходимости за считанные минуты меняют эти формы, и процесс изготовления монет продолжается.

Инструменты

Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.

Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:

  • канфарник — чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
  • расходник — прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
  • сечка — острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
  • лощатники — разнообразные инструменты плоской формы для лощения — выравнивания основы.

Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).

Материалы

  • Красная медь — наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.
  • Латунь — сплав меди с цинком. Менее пластична в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.
  • Алюминий — металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.
  • Нержавеющая сталь — используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.
  • Никель — в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы — мельхиор и нейзильбер. Они отлично полируются и не требуют чистки.
  • Кровельное железо — материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.

Художественные изделия, изготовленные методом чеканки, востребованы во многих областях общественной жизни. Они украшают холлы и офисы. Особо ценные экземпляры находятся в музеях и арт-галереях.

Источник: https://FB.ru/article/168820/chekanka-po-metallu-hudojestvennaya-obrabotka-metalla-risunki-dlya-chekanki

Что такое чеканка по металлу — О металле

Процесс производства рисунка, который получают при выбивании на листе металла. Чеканка — это один из видов прикладного искусства. Чеканку применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов. Рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков. Их выполняют из металла и дерева.

Изделие чеканкиМастер чеканки по металлу

Для чеканки применяют такие материалы, как латунь, медь и некоторые другие. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основного материала используют золото, серебро, платину и пр. Толщина металла может составлять от 0,2 до 1 мм.

Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.

Чеканка — ручная работа

Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.

Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.

Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.

Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств.

Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб.

С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как закалить сталь 45

Виды чеканкиОбъемная чеканка по металлу

Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.

Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.

Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.

Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Ювелиры в своей работе используют золотые и серебряные сплавы. Чуть меньше они работают листы красной меди и сплавов на ее основе.

Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке.

Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку.

Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Кроме меди, широко применяют такие материалы, как бронза, латунь и некоторые другие.

Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки.

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.

Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.

При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.

Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают,  при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.

Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Что такое чеканка?

Древний вид искусства, основанный на художественной обработке металлической поверхности способом набивания узора, надписи, рисунков, называют чеканкой. Её использовали для украшений домашней посуды, оружия, военных доспехов. Наносили чеканку на изделия из золота, серебра, чеканили деньги. И по сей день любители чеканки с удовольствием используют для чеканки медные листы https://metromet.ru/.

Виды чеканки

Чеканка металлических поверхностей изготавливается с помощью различных технологий и бывает:

• контурной;

• объёмной

В первом виде изготавливают уникальные ажурные узоры на металлических листах посредством высечки изображения. Таким способом декарируют металлические «кружева», где вначале высекается фон рисунка, а затем на медные полосы наносится само изображение. Примером могут служить кованые козырьки на крышах домов.

Плоский рисунок создаётся на металле при работе с контуром. В общем, он похож на гравированное изделие, потому что его поверхность остаётся гладкой, а узор имеет рельефы и бывает как вогнутый, так и выпуклый.

Объёмная чеканка является более сложным способом обработки изделия, у неё высокая форма рельефа. Для изготовления объёмного изображения необходимы особые инструменты и металл с определёнными свойствами. С помощью такого способа чеканят объёмные и сложные произведения.

Необходимый материал и инструмент

Для изготовления уникальных работ, существуют несколько видов материалов, отличающихся мягкостью и пластичностью, с которыми работает мастер:

1. Медная полоса metromet.ru наиболее расположена для нанесения чеканки. Медь красного цвета мягкая, легко обеспечивает любую необходимую форму и рельеф узора.

2. Латунный лист, состоящий из медного и цинкового сплава, способен стать основой рисунка, который имеет красивый фон и золотистый яркий отлив. Такие рисунки легко полируются, длительное время не тускнеют и имеют высокую популярность.

3. Алюминиевый лист своими свойствами и внешним видом уступает другим материалам, однако широко используется за счёт пластичности и отсутствия дополнительной обработки.

4. Нержавеющая сталь и лист железа также высоко ценятся мастерами за их свойства и отменное качество получаемых изделий.

Для перенесения изображения на листовой материал необходимы определённые инструменты. Мастера называют их чеканы. Они имеют разнообразные формы сечения и боя и создают неповторимые, художественные эффекты и фактурные изображения.

В работе широко используются:

• карфарники — имеют очень острый наконечник, помогают в переносе эскиза на рабочий материал;

• обводной чекан — создаёт чёткость линий рисунка;

• пурошник и трубочки — производят выколотку сферических форм для придания объёма рисунку;

• лощатник — улучшают фоновую фактуру;

• фигурные чеканы — создают отпечатки желаемых изображений.

Процесс изготовления

В начале работы нужно приготовить эскиз рисунка, перенести его на рабочую поверхность и вырезать заготовленную деталь, предварительно увеличив её края на 4 см.

Это нужно сделать для укрепления приготовленной болванки в смоле, чтобы она хорошо держалась и не выпадала во время работы.

После переведения эскиза на металлическую поверхность нужно начать работу чеканами, создавая контуры, фактуру, рельеф. После чего изделие обжигают и в уже остывшем виде углубляют выпуклость, доводят детали до нужных размеров. После чего подчищают и готовят изделие до законченного состояния.

Чеканные изделия имеют высокую художественную ценность и достаточно популярны у истинных ценителей красивых и оригинальных работ.

Источник: http://yerkramas.org/article/166321/chto-takoe-chekanka

Чеканка

Процесс производства рисунка, который получают при выбивании на листе металла. Чеканка — это один из видов прикладного искусства. Чеканку применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов. Рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков. Их выполняют из металла и дерева.

Изделие чеканкиМастер чеканки по металлу

Для чеканки применяют такие материалы, как латунь, медь и некоторые другие. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основного материала используют золото, серебро, платину и пр. Толщина металла может составлять от 0,2 до 1 мм.

Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.

Чеканка — ручная работа

Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.

Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.

Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.

Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств. Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб. С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.

Виды чеканкиОбъемная чеканка по металлу

Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.

Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.

Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.

Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Ювелиры в своей работе используют золотые и серебряные сплавы. Чуть меньше они работают листы красной меди и сплавов на ее основе.

Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке. Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку. Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Кроме меди, широко применяют такие материалы, как бронза, латунь и некоторые другие.

Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки.

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.

Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.

При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.

Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают,  при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.

Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Виды чеканки

Чеканка – это весьма обширный раздел в художественной обработке метла, который охватывает разнообразные изделия, которые отличаются по своему художественному принципу: от круглых и горельефных фигурных до рельефных орнаментальных фигурных композиций, от объемно-скульптурных (трехмерных) до линейно-графических двухмерных решений, которые близки к гравировке. Чеканная техника применяется и для выполнения самых простых операций (набивки фактуры), и для самой изысканной и тончайшей лепки человеческих фигур и лиц.

Рассмотрим следующие виды чеканки.

  • ажурная чеканка («железное кружево»);
  • контурная чеканка (на листовом металле);
  • чеканка по литью (только по поверхности).
  • Ажурная чеканка

    Такой вид чеканки еще называют «железным кружевом». При помощи специальных сечек высекается фон изображения. Для большего удобства сначала делается сама расходка контура при помощи острого обводника, а далее по этим же линиям проводится высечка. Обработка этих изделий проводится с большой осторожностью, так как тоненькие перегородки могут с легкостью расплавиться.

    Заусеницы и острые края запиливаются надфилями и напильником. Материалом для ажурной чеканки зачастую служит готовое изделие. В таком случае, главное – это соблюсти линии рисунка и ритм пустот, для того чтобы потом получился красивый орнамент.

    Контурная чеканка

    Этот вид чеканки выполняется расходниками на листовом металле и без выколотки рельефа. Эта чеканка может быть как выпуклой, так и вогнутой. При помощи такого вида чеканки украшаются предметы быта.

    Красиво смотрится орнамент, который выполнен при помощи контурной чеканки и в одну линию. При этом, для того, чтобы придать дополнительной четкости линиям, фон нужно немного опустить.

    Очень часто фон могут покрывать мелким орнаментом, что выполнен пуансонами. Такие чеканки выполняются на смоле.

    Чеканка по литью

    В литых заготовках должны чеканиться только поверхности. Есть возможность приготовить саму отливку, для этого нужно времени немного меньше, но они обязательно должны быть лучше закалены, так как отливка практически не деформируется. Для того, чтобы не повредить поверхность нужно подложить под губки деревянные или свинцовые подкладки. А массивные изделия обрабатывают прямо на полу.

Источник: http://nsimvol.ru/info-o-gerbah/129-vidy-chekanki

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электропривод