Организационно-функциональная схема кластера "ЛИПЕЦКМАШ"

Shema

ргр инновационного развития.

 

 Географическое положение кластера "ЛИПЕЦКМАШ"

Territoriya

 

 

Рис. 2 Схема территориального размещения участников и инфраструктуры промышленного кластера "ЛИПЕЦКМАШ"

Территориально Кластер расположен в Липецкой области, в Центральной части европейской территории России на пересечении важнейших транспортных магистралей страны, в 400 км к югу от Москвы. Кластер включает город Липецк и четыре муниципальных района: Грязинский, Усманский, Лебедянский, Елецкий. Численность населения территории Кластера составляет 700 тыс. человек.

К конкурентным преимуществам Кластера относятся выгодное экономикогеографическое положение, характеризующееся высоким уровнем развития энергетической, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Развитая транспортная инфраструктура, наличие автомобильных и (в т. ч. прохождение федеральной трассы М4 «Дон»), аэропорта, развитая сеть трубопроводов обеспечивают удобные поставки сырья и продукции для российских потребителей и на экспорт.

Кроме того, территория Кластера имеет значительные запасы минеральносырьевых ресурсов (глина, пески строительные, карбонатные породы, песчаногравийные материалы, бентонитовые глины, торф), развитый топливноэнергетический комплекс, высокий промышленный потенциал.

Создание территориально-производственных кластеров - один из главных приоритетов промышленной политики Липецкой области, направленных на модернизацию и инновационное развитие, снижение моноотраслевой зависимости экономики региона от металлургии.

В Липецкой области сохранились традиции и кадры некогда мощного станкозавода, поставлявшего плоскошлифовальные станки в сорок стран мира.

Наличие на территории Липецкой области предприятий, производящих шлифовальные станки, высокоскоростные электро-шпиндели, электродвигатели, осуществляющих литейное производство, позволяет рассматривать возможность создания кластера станкостроения. Достижению этой цели послужит подписанное 21 августа 2014 года соглашение о сотрудничестве между администрацией Липецкой области и ОАО «Станкопром». Ожидается, что сразу несколько предприятий региона получат государственные инвестиции на реконструкцию и развитие производства.

Важным направлением деятельности кластера станкостроения должно стать развитие научных и технических разработок. Для этого планируется использовать не только потенциал исследовательских центров Липецка, но и привлекать ученых крупнейших научных центров Российской Федерации.

СТАНКОСТРОЕНИЕ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Станкостроение в Липецкой области имеет богатую историю: в городе Липецке в прошлом действовало крупное предприятие - Липецкий станкостроительный завод.

Механический завод был основан в 1929 году из механических мастерских и профессионально-технической школы. Завод расположился на территории бывшей Воронежской рощи.

В 1933 году его переименован в Ремонтно-тракторный завод.

В 1956 году завод переименован в Липецкий станкостроительный завод. В процессе развития завода осваиваются новые виды продукции и увеличивались объемы производства. Запущенные в производство станки позволяют отказаться от приобретения подобного оборудования по импорту. Продукция завода экспортируется во многие страны.

В 1970 году ввели в строй корпуса главного сборочного (на 2000 единиц металлорежущих станков в год) и заготовительно-штамповочного (площадь 6,5 тыс. кв. метров) цехов. В 1976 году — еще одного сборочного цеха.

В 1984 году построен корпус инженерных служб (6 тыс. кв. метров).

К 1990-м годам предприятие стало Липецким станкостроительным объединением. В начале 1990-х его акционировали.

В 1993 году на нём начали производить трактора (5,5 тыс. штук в год). В 1995 году появился корпус сборки линейных подшипников для высокоточных станков.

В первое время своего существования Ремонтно-тракторный завод выпускал станки «Квиквейн» для шлифования клапанов тракторных двигателей.

В годы Великой Отечественной войны здесь выпускались стаканы (гильзы) бронебойных артиллерийских снарядов для 45-миллиметровой пушки.

В 1952 году освоен выпуск токарно-винторезных станков модели 1А62. В 1960 году завод перешел на выпуск плоскошлифовальных станков моделей ЗБ722, ЗБ740, затем модернизированный в ЗБ741.

В 1977 году были сняты с производства станки моделей ЗБ722, ЗБ741 и запущен выпуск плоскошлифовальных станков модели ЗД722, ЗД741. В 1980— 1982 годах разработаны и запущены в производство станки моделей ЛШ-155, ЛШ-165 для обработки поршневых колец. В 1980 году завод перестал выпускать станки моделей ЗД722, ЗД741 и запущен выпуск плоскошлифовальных станков модели ЗЛ722, ЗЛ741.

В 1991 году запущены в производство плоскошлифовальные станки модели ЛШ321. В 1992—1995 годах спроектированы и освоены к выпуску станки моделей ЛШ-220, ЛШ-233 для глубинного шлифования лопаток турбинных двигателей в авиа- и кораблестроении.

В 1995 году освоен выпуск линейных опор качения и линейных направляющих качения различного типоразмера. Запущены в производство модели плоскошлифовальных станков ЛШ402, ЛШ322.

В настоящее время в регионе действуют два станкостроительных предприятия: ЗАО «Липецкое станкостроительное предприятие» и ЗАО «Липецкий станкозавод «Возрождение». Оба выпускают шлифовальное оборудование. При этом оба предприятия нуждаются в поддержке.